ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Логопедическая игра

"Назови ласково"

        

Цель: формирование навыка словообразования имен прилагательных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Мультимедийная презентация из шести слайдов (смотреть лексический материал к данной игре).

         Лексический материал:

         Береза кудрявая - березка ... (кудрявенькая).

         Дерево стройное - деревце ... (стройненькое).

         Ягоды вкусные - ягодки ... (вкусненькие).

         Лист зеленый - листочек ... (зелененький).

         Дуб желтый - дубочек ... (желтенький).

         Елка пушистая - елочка ... (пушистенькая).

Дидактический материал: карточки с картинками в соответствии с теми, что на слайде.

 

Ход игры: Логопед обращает внимание ребенка на слайд и произносит фразу, например: "Береза кудрявая". Ребенок находит нужную картинку и изменяет фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково. 


Логопедическая игра

"Назови животных парами"

Цель: формирование навыка словообразования названий детенышей животных и птиц.

         Мультимедийная презентация: первый слайд "Белка - бельчонок", "Волк - волчонок", "Заяц - зайчонок", "Медведь - медвежонок", "Кошка - котенок"; второй слайд "Корова - теленок", "Лошадь - жеребенок", "Овца - ягненок", "Собака - щенок", "Свинья - поросенок".

         Ход игры: Логопед предлагает детям отгадать загадку:

Хвост пушистою дугой.

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям может лазать,

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле.

- Кто это? (Белка)

- А как называют детеныша белки? (Бельчонок)

Логопед обращает внимание детей на первый слайд и показывает картинку, а дети называют пару: взрослого животного и детеныша.

- А у каких животных названия детенышей отличаются от названия взрослых животных? (второй слайд) 


Логопедическая игра

"Мамы и их дети"

(домашние птицы)

Цель: образовывать слова с помощью суффикса -ок (цыпленок, гусенок, утенок) и употреблять их в речи; образовывать от звукоподражаний глаголы.

         Мультимедийная презентация: на первом слайде изображены домашние птицы: курица, утка, гусь. На втором слайде - парные картинки "Мамы и их детеныши".

         Ход игры: педагог сначала предлагает ребенку сказать, кто нарисован на слайде (курица, утка, гусь). Педагог включает второй слайд и спрашивает ребенка, где мама, а где ее ребенок.

"Мама курица, а ребенок...?" (Цыпленок)

"Мама гусыня, а ребенок...?" (Гусенок)

"Мама утка, а ребенок...?" (Утенок)

         Спросить у ребенка:

"Кто говорит кря-кря?" (Утка) Значит, утка... (крякает).

"Кто говорит га-га-га?" (Гусь) Значит, гусь ... (гогочет).

"Кто говорит кудах-тах-тах?" (Курица) Значит, курица... (кудахчет).

"Кто говорит ку-ка-ре-ку?" (Петух). Значит, петух ... (кукарекает).


Логопедическая игра

"Кому что принадлежит"

(домашние птицы)

         Цель: образовывать имена прилагательные от существительных.

         Мультимедийная презентация: первый слайд "Домашние птицы и их перья"; второй слайд "Домашние птицы и яйца".

         Ход игры: спросить у ребенка: "Если перо потерял петух, то перо чье?" (Петушиное). Предложить ребенку подбирать прилагательные по этому образцу.

"Если перо потерял индюк, то перо... (индюшачье), потерял гусь - ... (гусиное), потеряла утка - ... (утиное), потеряла курица - ... (куриное)"

 

 

"Если яйца снесла курица, значит, яйца... (куриные), утка - ... (утиные), индюшка - ... (индюшачьи), гусыня - ... (гусиные).

 


Логопедическая игра "Что из чего сделано?"

         Цель: формирование навыков словообразования относительных прилагательных. Расширение словарного запаса.

         Мультимедийная презентация: на первом слайде изображены картинки "Скатерть, ремень, мяч, шарф, ключ"; на втором слайде - "Стакан, посуда, варенье, лента, сок".

         Дидактический материал: карточки с картинками в соответствии с теми, что на слайде.

         Ход игры: Логопед обращает внимание ребенка на слайд, называет предмет и материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Ребенок находит изображение этого предмета на карточке и называет словосочетание прилагательного и существительного (например, стеклянный стакан).

  • Скатерть из льна - льняная скатерть.
  • Ремень из кожи - кожаный ремень.
  • Мяч из резины - резиновый мяч.
  • Шарф из шерсти - шерстяной шарф.
  • Ключ из металла - металлический ключ.
  • Стакан из стекла - стеклянный стакан.
  • Посуда из глины - глиняная посуда.
  • Варенье из клубники - клубничное варенье.
  • Лента из атласа - атласная лента.
  • Сок из апельсина - апельсиновый сок.