ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Логопедическая игра
"Назови ласково"
Цель: формирование навыка словообразования имен прилагательных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Мультимедийная презентация из шести слайдов (смотреть лексический материал к данной игре).
Лексический материал:
Береза кудрявая - березка ... (кудрявенькая).
Дерево стройное - деревце ... (стройненькое).
Ягоды вкусные - ягодки ... (вкусненькие).
Лист зеленый - листочек ... (зелененький).
Дуб желтый - дубочек ... (желтенький).
Елка пушистая - елочка ... (пушистенькая).
Дидактический материал: карточки с картинками в соответствии с теми, что на слайде.
Ход игры: Логопед обращает внимание ребенка на слайд и произносит фразу, например: "Береза кудрявая". Ребенок находит нужную картинку и изменяет фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Логопедическая игра
"Назови животных парами"
Цель: формирование навыка словообразования названий детенышей животных и птиц.
Мультимедийная презентация: первый слайд "Белка - бельчонок", "Волк - волчонок", "Заяц - зайчонок", "Медведь - медвежонок", "Кошка - котенок"; второй слайд "Корова - теленок", "Лошадь - жеребенок", "Овца - ягненок", "Собака - щенок", "Свинья - поросенок".
Ход игры: Логопед предлагает детям отгадать загадку:
Хвост пушистою дугой.
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям может лазать,
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле.
- Кто это? (Белка)
- А как называют детеныша белки? (Бельчонок)
Логопед обращает внимание детей на первый слайд и показывает картинку, а дети называют пару: взрослого животного и детеныша.
- А у каких животных названия детенышей отличаются от названия взрослых животных? (второй слайд)
Логопедическая игра
"Мамы и их дети"
(домашние птицы)
Цель: образовывать слова с помощью суффикса -ок (цыпленок, гусенок, утенок) и употреблять их в речи; образовывать от звукоподражаний глаголы.
Мультимедийная презентация: на первом слайде изображены домашние птицы: курица, утка, гусь. На втором слайде - парные картинки "Мамы и их детеныши".
Ход игры: педагог сначала предлагает ребенку сказать, кто нарисован на слайде (курица, утка, гусь). Педагог включает второй слайд и спрашивает ребенка, где мама, а где ее ребенок.
"Мама курица, а ребенок...?" (Цыпленок)
"Мама гусыня, а ребенок...?" (Гусенок)
"Мама утка, а ребенок...?" (Утенок)
Спросить у ребенка:
"Кто говорит кря-кря?" (Утка) Значит, утка... (крякает).
"Кто говорит га-га-га?" (Гусь) Значит, гусь ... (гогочет).
"Кто говорит кудах-тах-тах?" (Курица) Значит, курица... (кудахчет).
"Кто говорит ку-ка-ре-ку?" (Петух). Значит, петух ... (кукарекает).
Логопедическая игра
"Кому что принадлежит"
(домашние птицы)
Цель: образовывать имена прилагательные от существительных.
Мультимедийная презентация: первый слайд "Домашние птицы и их перья"; второй слайд "Домашние птицы и яйца".
Ход игры: спросить у ребенка: "Если перо потерял петух, то перо чье?" (Петушиное). Предложить ребенку подбирать прилагательные по этому образцу.
"Если перо потерял индюк, то перо... (индюшачье), потерял гусь - ... (гусиное), потеряла утка - ... (утиное), потеряла курица - ... (куриное)"
|
|
"Если яйца снесла курица, значит, яйца... (куриные), утка - ... (утиные), индюшка - ... (индюшачьи), гусыня - ... (гусиные).
Логопедическая игра "Что из чего сделано?"
Цель: формирование навыков словообразования относительных прилагательных. Расширение словарного запаса.
Мультимедийная презентация: на первом слайде изображены картинки "Скатерть, ремень, мяч, шарф, ключ"; на втором слайде - "Стакан, посуда, варенье, лента, сок".
Дидактический материал: карточки с картинками в соответствии с теми, что на слайде.
Ход игры: Логопед обращает внимание ребенка на слайд, называет предмет и материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Ребенок находит изображение этого предмета на карточке и называет словосочетание прилагательного и существительного (например, стеклянный стакан).