КОНСПЕКТЫ И СЦЕНАРИИ

КОНСПЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

С ЭЛЕМЕНТАМИ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ "В ГОСТИ К ПИНИ"

Цель: Оптимизация психоэмоционального состояния детей посредством танцевальной импровизации. Развитие навыков самопознания ребенка.

Задачи:

Развивающие:

- Развивать уверенность в себе, осознание своих возможностей и стремление к проявлению инициативы и самовыражения («Я могу!»);

- Развивать гармоничное восприятие себя и собственного «Я».

Обучающие:

- Активизировать умение подбирать движения в соответствии с игровым замыслом и музыкальным ритмом;

- Развивать коммуникативную активность в общении со взрослыми и сверстниками, желание научиться новому делу.

Воспитательные:

- Поддерживать детскую инициативу, стремление к самостоятельности в игровой и танцевальной деятельности;

- Формировать положительную самооценку; 

Диагностическая: Проанализировать проявления детской инициативы:

 самостоятельность выбора движений (целеполагание - "Я буду двигаться, как...", «Я буду танцевать, как..») и выбор элемента подарка для главного героя;

 умение самостоятельно высказываться в процессе деятельности; 

 активность, проявление интереса к деятельности; 

 результативность (доводит ли ребенок начатое дело до конца), радуется ли результату. 

Оборудование: столы – 2 шт., стулья – 6 шт., мольберт, телевизор, ноутбук, колонки для ноутбука, аудиозапись, презентация,  макет торта - лист А3; картинки для аппликации, клей-карандаш, салфетки -  по количеству детей.

                                                                                                  Ход занятия

1. Вводная часть

Психолог: Здравствуйте ребята! Проходите, давайте встанем в круг и поздороваемся. А здороваться мы будем под музыку ладошками, плечиками, спинкой, носиками. Вот какое веселое приветствие у нас получилось. У меня для вас сюрприз – нас пригласили в гости. Как вы думаете, кто нас мог пригласить в гости? (возможные ответы детей) 

 Психолог: Смотрите на экран, мне вчера по электронной почте пришло письмо. Вам интересно узнать, что в нем. 

1 слайд – конверт.

2 слайд – записка с текстом: «Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Пини, я  маленький пингвиненок и живу в далекой Арктике. У меня скоро день рождения и я решил пригласить в гости много друзей. Когда соберетесь в дорогу, пригласите всех жителей вашего леса, мне так хочется с ними познакомиться. С нетерпением жду в гости. Ваш Пини.» 

 Психолог: Ну что, ребята, заинтересовались, готовы отправиться в увлекательное путешествие? (Да!)   

2. Основная часть

Психолог: Кто внимательно слушал, о чем попросил нас пингвиненок Пини? (Пригласить много друзей) Как вы думаете, а кого надо пригласить? Смотрим на экран.

3 слайд – Общая картинка, на которой изображены зайчик, лисичка, волк, медведь, бабочка.

Психолог: Ребята, у меня для вас загадка. Отгадаете и сразу узнаете, какого лесного жителя мы встретим первым:  «Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку» (заяц).  Обратите внимание на стол с картинками.

На столе лежат картинки: морковки, ягоды, грибы, боченки с медом, цветочки - все это подарочки для пингвиненка. Раз мы идем к зайке, то что он может подарить пингвиненку Пини на день рождения? (морковку) Берите каждый по 1  морковке. А чтоб нам веселее было в пути, предлагаю под музыку идти.

(Психолог включает веселую музыку «Выход зайки») Ребята, подумайте, как бы зайка двигался под такую задорную музыку. Постарайтесь придумать свои оригинальные движения, не похожие друг на друга.

Дети совместно с педагогом двигаются вокруг стола под музыку, имитируя движения зайчика. Подходят к общему столу, на котором лежат клей, салфетки и основа-макет для торта. Дети наклеивают морковки на «торт».

Психолог выключает музыку: Как хорошо у вас получилось, так задорно танцевали наши зайчики! А сейчас попробуйте, слушая музыку, угадать следующего лесного жителя.

(Психолог включает музыку «Выход лисы». Дети угадывают лису, выбирают подарок  и двигаются под музыку, подражая движениям лисы. Подходят к "торту" и наклеивают подарок.)

Психолог выключает музыку: Молодцы, все двигались как настоящие лисички - плавно, тихо, никого не было слышно! А сейчас посмотрите на экран, и попробуйте угадать следующего лесного зверя. 

4 слайд. На экране картинка с мелкими частями тела волка: кончики ушей, нос, подушечки передних и задних лап, кончик хвоста. (Волк!) 

5 слайд. Картинка волка.

Психолог: Умницы! Какие у вас зоркие глазки, смогли рассмотреть картинку. Предлагаю вам всем вместе собрать картинку мультяшного волка из нескольких частей. 

Игра «Собери картинку»

Дети вместе собирают одну разрезную картинку из 8 частей.

Психолог включает музыку «Выход волка». Дети выбирают подарок и двигаются под музыку, имитируя движения волка. Подходят к "торту" и наклеивают подарок.

Психолог: Ребята, чтоб четвертого гостя узнать надо уметь задачки решать. Вы умеете решать задачки? (Да!) Тогда слушайте. Хозяин собрал три бочонка меда, 1 бочонок яблок и 1 бочонок грибов. Сколько бочонков собрал хозяин? (пять!) Правильно, ребята. А вы угадали, кто этот трудолюбивый хозяин? (Медведь!) Вот молодцы! Ну что ж, идем в гости к медведю.

(Психолог включает музыку «Выход медведя». Дети выбирают подарок, двигаются под музыку, имитируя движениям медведя. Подходят к "торту" и наклеивают подарок на основу.)

Психолог: Ребята, а чтоб узнать последнего гостя, нужно вспомнить всех зверей и насекомых, которые были на экране и догадаться, о ком мы сегодня еще не говорили? 

(Дети перечисляют животных и угадывают бабочку. )

Дети выбирают подарок (цветочки), двигаются под музыку, имитируя движения бабочки, подходят к "торту" и наклеивают картинки.)

3. Заключительная часть 

Психолог (делает музыку тише и переключает слайд – на экране появляется пингвиненок): Ребята, посмотрите, пингвиненок Пини с нами на связи. 

6 слайд. Пини: Привет, ребята!

Дети: Привет, пингвиненок Пини!

Психолог: Как вы думаете, пингвиненку понравится наш торт? (Да!)

Давайте покажем пингвиненку Пини подарок, который мы сделали своими руками и поздравим Пини с днем рождения.  (Психолог переключает слайд и включает поздравительную песенку "И я, и я, и я" в исполнении Барбариков и предлагает детям потанцевать.)

7 слайд. На слайде пингвиненок Пини с подарками. Дети говорят слова "Поздравляем"

8 слайд. Пини: Спасибо вам, друзья! До новых встреч!

Психолог: Ребята, встанем в круг.

Рефлексия - Что мы сегодня с вами сделали? (Мы сделали торт.) Посмотрите, какой у вас получился яркий, красивый и такой аппетитный торт. Молодцы!

Психолог обращается к детям: 

- вам понравилось наше занятие?

- чем мы сегодня занимались?

- из чего мы сделали торт? 

- кто, кроме нас, был гостем пингвиненка Пини?

- а как мы двигались, когда шли в гости?

- какая музыка вам больше понравилась?

Психолог: Ребята, пингвиненок так рад знакомству с вами, что решил каждому из вас подарить свой портрет-раскраску и он надеется, что вы раскрасите его самыми яркими цветами. А сейчас пришла пора прощаться.

До свидания!  

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" 

 Цель: Развитие творческого воображения, слухового внимания, связной монологической речи, эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Способствовать развитию словесных и образных ассоциаций через перевоплощение и использование звучащих предметов.

2. Учить создавать целостный образ из определенного набора геометрических фигур (игра «Танграм»)

3. Развивать фантазирование, выходя за пределы привычных представлений об окружающем мире.

4. Развивать связную монологическую речь через описание космического персонажа.

5. Диагностическая задача: выявление эмоциональных особенностей личности ребенка, агрессивности, тревожности, сферы общения.

Оборудование: 1 общий стол, стулья по количеству детей, подборка мелодий на космические темы, листы для рисования А-4, краски гуашевые, широкие и тонкие кисти для рисования, стаканы с водой, бумажные салфетки, резиновая перчатка на каждого участника, игра "Танграм (квадрат)" на каждого ребенка, звучащие предметы.

Ход занятия:

1. Вводная часть

Педагог: Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Проходите, поздоровайтесь с нашими гостями и давайте встанем в круг, чтоб познакомиться и лучше узнать друг  друга. Предлагаю назвать свое имя и рассказать о себе, отвечая на вопрос: "Какая я" или "Какой я?". Начну с себя. Я - Алиса Васильевна, веселая, добрая и отзывчивая. Катя, передаю тебе ход (все участники мероприятия поочередно рассказывают о себе).

Педагог: Ребята, а кто еще у нас в гостях? (Лунтик)   

Вопросы детям:

1. Из какого мультфильма этот герой? (это Лунтик - лунный гость, главный герой мультфильма "Лунтик и его друзья")

2. Что вы про него можете рассказать? Какой он?

3. А с какой планеты Лунтик прилетел? (Лунтик прилетел к нам с далекой Луны)

4. Для чего нужен космический корабль? (Космический корабль нужен для космических путешествий)

2. Основная часть

Педагог: Ребята, как вы думаете, Лунтику понравилось на нашей планете Земля (Да!). А вы хотите отправиться в космическое путешествие и познакомиться с жителями других планет? (Да!) Замечательно! Каждый из нас отправится в космическое путешествие на своем корабле. Давайте подойдем к столу с играми (Игра "Собери узор") сконструируем космический корабль. Основное правила – нужно использовать все кубики.

Вопросы к детям:

1. Из чего состоит корабль? (корпус, крылья, ступени, иллюминатор, двигатель)

Педагог: Включайте смекалку, воображение и начинайте мастерить свой корабль. Придумайте название для своего корабля. (Звучит веселая музыка. Педагог подходит к детям и предлагает придумать название для своего корабля, например: "Быстрый", "Звездный", "Крылатый", "Радужный" и т.д.)

Педагог: Ну что ж, корабли готовы. Перед полетом необходимо сделать космическую тренировку. Ведь мы летим на неизвестную планету и должны быть готовы к разным неожиданностям, а для этого нам нужно научиться маскироваться. Игра наша так и называется - "Маскировка".

Игра "Маскировка"

Цель игры - развитие творческого воображения, образных ассоциаций. 

Звучит веселая музыка. На слова "Покружись, покружись..." дети свободно кружатся. На слова "... и в листик (дерево, цветок, камень, волка, аиста, бабочку и т.д.) превратись", дети останавливаются, изображая названный предмет, животное или птицу.

Педагог: Разминка прошла успешно! Отправляемся в космическое путешествие. Расправляем крылья (руки в стороны) и летим в космос. Будьте осторожны, не столкнитесь с кометой или с неизвестной планетой.

(Звучит космическая музыка, дети бегут по залу.) 

Педагог выносит стол с ширмой и приглашает детей.

Педагог: Мы прилетели на необычную планету, обитатели которой издают  разные космические звуки, так они разговаривают друг с другом.

Игра "На что похоже?"

Цель игры - развитие воображения, слухового восприятия, внимания, памяти и образного мышления.

За ширмой находится бумага, маракас, дудочка, свисток, металлофон, чашка и ложечка, бубен. Детям предлагается отгадать звучащий предмет и сказать, какое животное может издавать такой звук.

Педагог: Со звуками планеты мы познакомились. А хотите познакомиться с обитателями планеты? (Да!)

Творческое рисование "Жители планеты"

Педагог: Ребята, давайте подойдем к столу с белыми листами и краской. Сначала будем работать стоя. На левую руку оденьте перчатку. Правой рукой возьмите широкую кисточку, мокните в любую краску и раскрасьте левую ладонь, так как вам захочется. Можете раскрасить одной краской, а можете нанести несколько цветов. Затем, аккуратно прижмите левую руку к бумаге и слегка надавите сверху правой рукой. Руку с перчаткой убираем, перчатку снимаем. Присаживаемся на свои места. Рассмотрите свой рисунок, если нужно, покрутите его в руках, придумайте космическое название своему персонажу, чтоб было непохожее на земное. Если нужно, дорисуйте глаза, нос, рот, средства защиты. Подойдите к столу с шумовыми предметами и выберите подходящий звук для своего космического друга, с помощью которого он общается с другими жителями планеты?

Подумайте над тем:

1. Где живет ваш персонаж (в воде, на земле или в воздухе, может под землей);

2. Чем питается (ничем, травоядное или хищное животное);

3. Есть ли у него семья или он живет в одиночку?

4. Как он защищается в случае опасности, если на него нападают?

5. Есть ли у него враги? Кто они?

6. Есть ли у него друзья? Какие они?

3. Заключительная часть

Педагог: Ребята, нам пора возвращаться на Землю. Берем свои рисунки, садимся в космические корабли и летим домой на планету Земля. Давайте покажем нашим гостям космических обитателей, с которыми мы познакомились. Встаем в круг.

Рефлексия

- Ребята, что мы сегодня с вами делали? (мы строили космический корабль, летали в космическое путешествие, отгадывали звуки, рисовали космических обитателей).

- Кто хочет познакомить нас со своим новым космическим другом? Начните с названия, например: «Это быстроножка. Она веселая и очень быстрая. Она питается космической пылью и дружит с винтокрылом. Она очень добрая, слушается своих родителей, и у нее совсем нет врагов». 

- Передаю тебе ход … (все дети по очереди рассказывают о своем новом космическом друге).

- Предлагаю вам после сна продолжить наше космическое путешествие, придумать и нарисовать для своего космического друга жилище, друзей, среду обитания.

- Нам пора прощаться.

До свидания! До новых встреч!

Конец занятия. 

 

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

для детей подготовительной логопедической группы по теме:

Пересказ рассказа В. Сутеева "Капризная кошка"

 

Цель - формирование навыка пересказа текста с помощью составления схемы.

Задачи:

1. Образовательные:

      ·        формировать навык связного последовательного пересказа по опорным вопросам;

      ·        активизировать словарь за счет использования обобщающих понятий;

    ·        закреплять навыки словообразования: образование притяжательных прилагательных, образование родственных слов;

     ·        развивать способность замечать выразительные средства родного языка (фразеологический оборот «шерсть встала дыбом»).

2. Развивающие:

      ·        развивать диалогическую и монологическую формы речи;

      ·        развивать зрительное и слуховое внимания, мышление, память, воображение;

      ·        развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;

      ·        развивать эмпатию, учить сопереживать героям произведения.

3. Воспитательные:

      ·        приучать детей внимательно слушать произведения художественной литературы;

      ·        воспитывать умение выслушивать до конца педагога и детей;

4. Логопедические:

      ·        развивать подвижность языка, губ, умение удерживать нижнюю челюсть в определенном положении;

      ·        способствовать развитию навыка выразительной речи детей.

 

Оборудование: слайдовая презентация к занятию "Капризная кошка", телевизор (экран); для каждого ребенка материал для составления схемы в соответствии с текстом: лист белой бумаги формат А-4, разделенный на 8 клеток, силуэтные изображения (по тексту); клей-карандаш, салфетка, цветные карандаши.

Методы обучение: наглядные, словесные, практические.

Ход занятия

1 часть - организационная.

Педагог:  Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Какие вы красивые, как маленькие солнышки. Так и хочется зажмуриться и улыбнуться. Давайте посмотрим друг на друга, и выполним артикуляционную гимнастику "Улыбочка-хоботок".

Артикуляционная гимнастика:

·        «Улыбочка-хоботок»:

Улыбайся народ,

Потом губы – вперёд!

И так делаем раз шесть.

Всё! Хвалю! Начало есть!

Описание: «Улыбочка» - удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

               «Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

 

Педагог: А чтоб наша улыбка была белоснежной, предлагаю почистить зубки.

·        «Чистим зубки»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

 

Педагог: Для поднятия настроения угостимся мы вареньем.

·        «Вкусное варенье»

Губка верхняя в варенье

Ах, неаккуратно ел.

Вот облизывать придётся

Будто нету других дел.

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

 

Сюрпризный момент.

Педагог: Ребята, мы сегодня не одни - к нам забежала пушистая гостья. Внимание на экран.

Дети: Это кошка!

Педагог: Посмотрите на кошку и скажите, какая она?

Дети: Кошка рыжая, красивая, у нее пушистая шерстка, зеленые глаза, у нее усы торчат, у нее есть когти, она мурлычет.

Педагог: Чтобы нашей гостье не было скучно, давайте подберем к слову «кошка» родственные слова, например: кошка - кошечка.

Дети: кот, котята, котяра, котище.

         Дидактическая игра «Чей, чья, чье» (образование притяжательных прилагательных)

·        У кошки ухо чье? (Ухо кошачье)

·        У кошки хвост чей? (Хвост кошачий)

·        У кошки лапа чья? (Лапа кошачья)

 

2 часть - основная.

Педагог: Ребята, сегодня мы познакомимся еще с одной кошкой  - из  рассказа Владимира Сутеева «Капризная кошка». А почему ее называли капризной, вы сейчас узнаете. Чтение рассказа  «Капризная кошка».

Вопросы по тексту:

- Как называется рассказ, который я вам сейчас прочитала? ("Капризная кошка")

- О ком этот рассказ? ( Этот рассказ о девочке и ее капризной кошке.)

- Сколько героев в рассказе? (В рассказе два героя - девочка и кошка.)

- Что делала девочка?  ( Девочка рисовала.)

- Что нарисовала девочка? (Девочка нарисовала дом с трубой.)

- Почему кошке не понравился дом? (Потому что в нем не будет мышей. Потому что дом будет сторожить собака Бобик.)

- Как вы понимаете выражение "шерсть дыбом встала "? (Кошки боятся собак, они выгибают спинку и шерсть поднимается.)

 

Педагог: Ребята, вам понравился рассказ? Чтоб лучше запомнить этот рассказ, предлагаю создать иллюстрации с помощью силуэтных картинок, которые я для вас приготовила.

Педагог: Итак, с чего мы начнем? Кто запомнил начало рассказа?

Дети: Девочка сидела за столом и рисовала картинки.

Педагог: Правильно. Возьмите картинку с изображением девочки и наклейте ее в клеточку под номером 1.

Педагог: Что было потом?

Дети: Вдруг пришла полосатая Кошка и стала смотреть, что делает Девочка.

Педагог: Молодцы! Картинку с изображением кошки наклейте в следующей клеточке под номером 2.

Педагог читает: "Что это ты делаешь? — спросила любопытная Кошка. Я рисую для тебя домик,— сказала Девочка. — Смотри: вот крыша, вот труба на ней, а это двери... - А что я там буду делать? Будешь печку топить, кашку варить. И Девочка нарисовала, как из трубы идет дым. - А где окошко? Ведь кошка прыгает в окошко! Вот тебе окошки. Раз, два, три, четыре... — сказала Девочка и нарисовала четыре окна".

Педагог: Какая картинка будет следующей?

Дети: Дом.

Педагог: Верно. В третьей клеточке наклейте картинку "дом". (Дети выполняют задание)

Педагог читает далее: "А где я гулять буду? - Вот тут. Девочка нарисовала забор вокруг домика. — Это будет сад, — сказала она. Кошка посмотрела и фыркнула: - Какой это сад? Тут ничего нет!.. - Подожди, - сказала Девочка. — Вот тебе клумба с цветами, вот яблоня с яблоками, а здесь огород: тут морковка и капуста растет..."

Педагог: Что в саду нарисовала девочка?

Дети: Забор, яблоню с яблоками, морковку и капусту, клумбу с цветами.

Педагог: Выберите нужные картинки и наклейте в клеточке под номером 4.

(Дети выбирают нужные по тексту картинки и самостоятельно наклеивают в клеточку номер 4.)

Педагог продолжает читать рассказ: " Капуста? — поморщилась Кошка. - Где я буду рыбку ловить? Вот здесь. И Девочка пририсовала пруд, а в пруду — рыбок."

Педагог: Ребята, вы уже догадались, какая картинка будет следующей?

Дети: Да! Пруд с рыбками.

(Дети наклеивают картинку в клеточку номер 5)

Педагог  читает рассказ далее: "Это хорошо... А птички будут? — спросила любопытная Кошка. — Я люблю птичек. - Будут. Вот тебе курочка, вот петушок, вот гусь, а вот и три цыпленка... Тут Кошка вдруг облизнулась, замурлыкала и тихо-тихо сказала: - Ну, а мышки там будут... в домике? - Нет, мышей не будет."

Педагог: Каких птиц нарисовала девочка?

Дети: Курочку, петушка, гуся и трех цыплят.

Педагог: Все правильно. Найдите картинку с изображением нужных птиц и наклейте в клеточке номер 6. (Дети выполняют задание.)

Педагог продолжает читать рассказ: "А кто же будет мой домик сторожить? - Его будет сторожить... Девочка нарисовала будку. — Его будет сторожить вот этот Бобик!"

Педагог: Кто будет сторожить дом?

Дети: Сторожить дом будет собака по кличке Бобик.

Педагог: Какие вы внимательные! Продолжаем заполнять нашу схему - в клеточку номер 7 наклейте картинку с изображением собачки. (Дети выполняют задание.)

Педагог в это время заканчивает читать текст рассказа: "Кошка даже хвостом дернула, и шерсть у нее почему-то дыбом встала. — Не нравится мне твой домик, — сказала Кошка, — Не хочу я там жить! И ушла, будто ее обидели. Вот какая капризная Кошка".

Педагог: Ребята, какую картинку вы б наклеили в последнюю, восьмую клеточку?

Дети: Картинку, на которой кошка с выгнутой спиной.

Педагог: Заканчивайте нашу схему, доклеивайте последнюю картинку. (Дети выполняют задание)

 

Физминутка "Кошка"

Вот окошко распахнулось,

Вышла кошка на карниз.

Посмотрела кошка вверх,

Посмотрела кошка вниз,

Вот налево повернулась,

Вот направо повернулась,

Проводила взглядом мух.

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

 

Дети садятся на свои места.

Педагог повторно читает рассказ «Капризная кошка» и дает установку на запоминание.

Дети пересказывают текст с опорой на схему.

 

3 часть - заключительная. Рефлексия.

Педагог: Ребята, какой рассказ мы прочитали? Кто автор рассказа?

Дети: "Капризная кошка". Автор Владимир Сутеев.

Педагог: Какая была кошка?

Дети: Кошка была очень капризной.

Педагог: Хорошо быть капризной кошкой?

Дети: Нет! Быть капризной плохо.

Педагог: Как вы думаете, девочка обиделась?

Дети: Да, девочка обиделась! Она старалась, рисовала, а кошке не понравилось.

Педагог: А люди бывают капризными?

Дети: Да, люди тоже бывают капризными.

Педагог: Чему учит автор рассказа?

Дети: Нельзя быть капризными, как эта кошка, а то так можно обидеть другого человека.

Педагог: Вы все правильно поняли! Давайте будем внимательными и добрыми друг к другу.  Обязательно  расскажете родителям эту поучительную  историю, используя  схему. А что нужно сделать, чтоб схема была более яркой и интересной?

Дети:  Раскрасить цветными карандашами. (Дети раскрашивают свои схемы)

Педагог: Наше занятие подошло к концу.

Литература:

 

       1.     В.Сутеев «Капризная кошка». 


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДОУ

«Грустный  Петрушка»

 Цель и задачи:

·        Формировать у детей представление и потребность в доброжелательном общении с окружающим.

·        Повторить и закрепить правила вежливого поведения.

·        Учить детей правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

·        Развивать эмпатию, учить сопереживать.

·        Развивать творчество, мелкую моторику кистей рук.

 Оформление: игрушки Петрушка и мячик, музыка, модель «солнце» на стойке, цветные карандаши, заготовки с портретом петрушки по количеству детей.

 Ход занятия:

Ритуал приветствия. Дети заходят в кабинет, встают в круг и берутся за руки.

Упражнение «Комплимент»

Педагог: Ребята, давайте сегодня поприветствуем друг друга красивым комплиментом. Каждый из нас скажет доброе слово, пожелание своему соседу слева. Я начну, а вы продолжите. Оля, у тебя сегодня очень красивая прическа. Оля смотрит на своего соседа слева и говорит ему свой комплимент. (Если ребенок затрудняется, педагог ему помогает, подсказывает варианты добрых слов).

(Педагог обращает внимание детей на игрушку Петрушку, который сидит на стульчике и держит в руках мячик.)

Педагог: Ребята, что-то случилось с нашим Петрушкой, посмотрите на его выражение лица. Какое у него настроение? (Грустное)

- Как вы думаете, почему Петрушке грустно? (Его обидели, он поссорился, с ним не играют.)

- Давайте спросим у Петрушки, что же с ним приключилось на самом деле. (Педагог берет Петрушку на руки и предлагает ребенку задать Петрушке вопрос.)

- Полина, спроси у Петрушки, что с ним случилось. (Педагог наклоняется к Петрушке, как будто слушает его ответ.)

Петрушка: Да знаете, у нас сегодня все игрушки поссорились. Хотели поиграть с мячом и не смогли договориться.

Педагог:  Ребята, что нужно делать, если одной  игрушкой хотят играть несколько детей?

Дети: Надо делиться с друзьями. Играть по очереди. Можно посчитаться и выбрать водящего. Можно играть всем вместе.

Педагог обращается к игрушке: Петрушка, а ты умеешь договариваться с друзьями?

Петрушка: Нет, а как это нужно делать?

Педагог: Ребята, давайте расскажем Петрушке, как можно кого-нибудь пригласить в свою игру или попроситься в игру друзей.

Дети: Нужно сказать: «Давай играть вместе», «Я хочу с тобой играть», «Можно мне с вами поиграть?»

Педагог: Ребята, а что нужно сделать, если желающих поиграть с мячом много, а ведущего нет?

Дети: Можно ведущего выбрать по считалке.

Педагог обращается к Петрушке: Петрушка, а ты знаешь какие-нибудь считалки?

Петрушка: Нет. А что это такое?

Педагог: Считалка – это маленький стишок, с помощью которого легко выбрать водящего. Наши дети знают много считалок, и они тебе расскажут одну из них.

Считалка

Раз, два, три, четыре, пять – твоя очередь играть!

Петрушка: Так просто! А давайте сейчас все вместе посчитаемся и поиграем с моим мячиком. (Дети встают в круг, по считалке выбирают водящего и играют.)

Петрушка: Какие вы умные и добрые ребята, знаете считалки, умеете играть А что делать, если поссорился с кем-то?

Дети: Надо попросить прощения и помириться.

Педагог: Давайте научим Петрушку мириться с помощью мирилки.

Дети хором:

                                        Мирись, мирись, больше не дерись….

                                        Лучше улыбнись.

Педагог: Ребята, посмотрите, от таких хороших слов выглянуло солнышко! (Звучит музыка; педагог берет стойку с солнышком и ставит так, чтоб дети могли сделать  круг вокруг стойки) Приглашайте Петрушку в наш хоровод.

Все встают в круг, берутся за руки и поют песню «Выглянуло солнышко».

Выглянуло солнышко. Светит на лугу.

Я на встречу солнышку по траве бегу

И ромашки белые рву я на лету.

Я веночек сделаю, солнышко вплету.

Петрушка: Мне у вас так хорошо, но мне пора домой! Спасибо вам, ребята, за помощь и за науку. Мы теперь с моими друзьями не будем жадничать, ссориться, а будем учиться договариваться и делиться.

Педагог: Ребята, а давайте подарим Петрушке на память о нашей встрече красивый портрет. (Педагог приглашает детей за стол, на котором лежат заготовки  с портретом Петрушки. Дети выполняют задание, а Петрушка хвалит детей за старание. Дети дарят Петрушке свои рисунки.)

Педагог: Ну что ж, ребята, наша встреча подходит к концу. Что мы пожелаем нашему новому другу и всем нам?

Дети: Жить дружно. Не ссорится. Делиться игрушками. Уступать друг другу. Договариваться.

 Ритуал прощания. "Добрые пожелания". Дети встают в круг и берутся за руки. Глядя в глаза соседу нужно сказать доброе пожелание, например: "Я желаю тебе быть добрым", "Я желаю тебе никогда не болеть", "Будь самой красивой", "Я желаю тебе быть самым умным" и т.д.

 

Дети прощаются и выходят из зала.