ОСОБЕННОСТИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 

 

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

          Увеличилось количество сложных, комплексных зрительных заболеваний детей. Лишь отдельные дети имеют единичное нарушение зрительных функций. Материалы анализа состояния зрения детей с нарушением зрения показывают, что у большинства дошкольников имеется по 2-3 различных глазных заболевания.

         Возросло число детей, у которых нарушения зрительных функций сопровождаются рядом других дефектов, например нарушением деятельности центральной нервной системы (остаточные явления ДЦП, ЗПР, олигофрения в легкой степени, энцефалопатия, неврозоподобные состояния, гидроцефалия, первичные недостатки речи, двигательная сфера и т.д.).

Как показали исследования А. В. Хватовой, эта категория детей с нарушением зрения значительно увеличилась в России в последние годы.

Причины:

- наследственность;

- воздействие внешних и внутренних отрицательных факторов в период эмбрионального развития плода (патологическое течение беременности, перенесенные матерью вирусное заболевание, токсоплазмоз, краснуха и т.д.);

- действие неблагоприятных внешних факторов в раннем детстве.

Основной проблемой современной тифлопсихологии является выявление потенциальных возможностей развивающегося человека, путей преодоления им отклонений в формировании психических процессов и черт личности, возникающих в результате глубокого нарушения зрения. Особенностью позиции современных тифлопсихологов является понимание психического развития детей с нарушением зрения не как развития аномального организма (человек минус зрение), а как развития активной личности, восполняющей непосредственные дефекты сенсорики разносторонней познавательной деятельностью. Своеобразие компенсаторного развития детей с нарушением зрения выражается в образовании новых связей в ансамбле психических процессов и качеств, обеспечивающих компенсацию слабовидения.

Глубина и характер поражения деятельности зрительного анализатора сказываются на развитии сенсорной системы, определяют ведущий тип познания окружающего, его модальность, точность, полноту образов внешнего мира. Психологическая система отражения внешнего мира в связи с этим различна при разных поражениях зрительного анализатора. Дети с нарушением зрения различаются по способам ознакомления с окружающим, по способам осуществления деятельности, так же как и по способам контроля за выполнением.

 Возрастные особенности психического развития

детей с нарушением зрения

 Психофизиологические исследования нормально развивающихся детей от 0 до 3 лет (Д.А.Фарбер) по становлению и развитию зрительной функции показали, что раннее созревание проекционных корковых зон дает возможность нормально видящим детям принимать сенсорную информацию с первых часов жизни. При этом на первых этапах развития организма ведущую роль в зрительном восприятии играет правое полушарие мозга, с возрастом повышается значение левого, связанного с классификацией внешних стимулов и развитием речи. Позднее всего созревают поля височно-теменно-затылочных областей, выполняющих роль высшего интегрирующего звена. Ранняя сенсорная депривация вызывает дефицит мотивационного компонента внимания, негативность эмоциональной реактивности на внешние воздействия, избегание новой информации, что может привести к вторичной задержке психического развития ребенка. Путь психического развития ребенка с нарушением зрения по сравнению с нормально видящим является своеобразным как по темпу психического развития, так и по качественной его характеристике.

Процесс психического развития происходит наиболее интенсивно в ведущей для каждого возраста деятельности. Ведущей деятельностью в раннем возрасте является для ребенка общение со взрослым, в процессе которого он овладевает знаниями об окружающем.

Зрение позволяет более точно, направленно и экономно осуществлять предметные действия, координировать движения рук, что способствует развитию тонких манипуляций. Возникает зрительное подражание действиям взрослого.

В то же время нарушение зрительных восприятий в этом возрасте наносит ребенку такой ущерб, который не компенсируется в преддошкольном и дошкольном возрасте. Серьезное и углубляющееся отставание в психическом развитии ребенка с нарушением зрения выражается в значительно меньшем объеме знаний и представлений об окружающем мире, в ограниченном понимании слов, отсутствии конкретных представлений, которые должны сопровождать произносимое слово, в менее развитых и координированных движениях, в слабой ориентировке и ограниченности мобильности в пространстве.

Продвижение в психическом развитии ребенка с нарушением зрения на каждом возрастном этапе связано с активизаций таких психических образований, которые в данный отрезок времени меньше страдают от влияния слабовидения и находятся в сензитивном периоде своего развития.

У детей с нарушением зрения, так же как и у зрячих, наиболее интенсивное развитие процессов восприятия и их совершенствование происходит в предметной деятельности. При формировании предметной деятельности проявляется тесная зависимость психического развития ребенка с нарушением зрения от обучения: она не формируется спонтанно и самостоятельно и может стать условием для компенсаторного ее использования в том случае, когда ребенок будет обучен всем ее элементам.

Ребенок с нарушением зрения в 1.5-2 года начинает использовать развивающуюся речь в качестве основного средства общения со взрослыми.

Активизация речевого общения ведет к бурному росту словаря, совершенствованию грамматического строя речи. Опора на активное речевое общение в сензитивный период его развития и есть тот обходной путь, который позволяет преодолеть трудности в формировании предметных действий и обусловливает продвижение в психическом развитии ребенка с нарушением зрения.

Качественный скачок в развитии ребенка происходит именно в тот момент, когда речевое общение включается в предметное, когда действия с предметами принимают осмысленный характер и оказываются в центре его активности. Использование взрослым совместных предметных действий с речевым словесным обозначением как самих предметов, так и действий с ними стимулирует, с одной стороны, соотнесение освоенных ребенком с нарушением зрения слов с конкретными предметами окружающего мира, с другой – является условием лучшего познания предметного мира в процессе активного оперирования с предметами.

Таким образом, в психологическом развитии в этот период главенствующее положение занимает речь, развивающаяся у ребенка с нарушением зрения такими же темпами, как и у зрячих, хотя по своему содержанию она более формальна и бедна конкретными связями с предметным окружающим миром.

Сложные и серьезные задачи встают перед ребенком с нарушениями зрения в период его дошкольного детства, когда акцент развития переносится на самостоятельную активность, связанную с передвижением в пространстве и коммуникациями со сверстниками не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в общей деятельности. В это время на психическом развитии дошкольника с нарушениями зрения неблагоприятно сказывается ограниченный запас знаний и представлений, трудности в осуществлении предметной деятельности, а также в ориентировке и передвижении в пространстве. Эти вторичные нарушения приводят к замедлению темпа развития и к длительному  пребыванию ребенка на качественно низком уровне психического развития.

Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и понятийного мышления определяется у детей с нарушением зрения совершенствованием средств и способов познавательной деятельности.

Важным моментом компенсации нарушения зрения в дошкольном возрасте становится способность ребенка осуществлять мыслительные операции в наглядно-образной форме, т.е. дошкольник овладевает техникой оперирования образами (Н.Н.Поддьяков), сущность которой заключается в  мысленном перемещении предметов и их частей в пространстве. У детей возникает структура образа, в которой выделяются существенные и несущественные признаки, главные и второстепенные.

Личность и особенности ее развития

 при нарушениях зрения

 Представления Л. С. Выготского о первичных и вторичных дефектах и их влиянии на ход психического развития находят яркое подтверждение в наблюдениях за формированием личности при нарушениях зрения.

А. Г. Литвак (1982) конкретизировал три блока (группы) психических образований, входящих в структуру личности, влияние нарушения зрения на которые различны. При этом отмечается прямая зависимость между глубиной дефекта, временем его появления и протеканием таких перцептивных процессов, как ощущения, восприятия и представления.

1-ый блок структуры личности – формирование таких психических процессов, как мышление, речь – находится в опосредованной зависимости от нарушения зрения, так как за счет развития компенсаторных процессов они развиваются до уровня нормы.

2-ой блок структуры личности – психические состояния – также испытывают влияние дефекта, хотя это влияние имеет временный характер. Сюда входят эмоции, возникающие при появлении или осознании своего дефекта, отличия от нормально видящих.

3-ий блок структуры личности – психические свойства личности (темперамент, характер, способности, направленность личности) – рассматривается как устойчивые ее свойства, определяющие личность человека. Потребности и интересы испытывают влияние нарушения зрения и их становление зависит от состояния зрения.

Дети с нарушениями зрения в дошкольном возрасте начинают понимать свое отличие от нормально видящих детей, а в подростковом – по-настоящему переживать свое физическое несовершенство. Наличие у них недостатков зрения  и осознание своего отличия от нормально видящих приобретает личностный смысл (А. М. Жихарев, 1984).

Главным и основным условием формирования личности ребенка является наличие возможностей для приобретения широкого социального опыта.

Особое значение в формировании личности имеет система отношений к ребенку в раннем и дошкольном детстве.

Рассмотрим три варианта неблагополучно складывающихся внутрисемейных отношений, воспитывающих у ребенка нежелательные личностные качества. К сожалению, такие типы взаимоотношений встречаются довольно часто.

1. Существенную психолого-педагогическую проблему представляет воспитание ребенка с нарушением зрения в атмосфере чрезмерной заботы. Взрослые члены семьи его ни к чему не приучают, предохраняют от малейшего усилия, предупреждая любое его желание. Уберегая ребенка от всякого риска, родители балуют его, потакая капризам и прихотям. Довольно часто излишняя опека сопровождается чрезмерным проявлением любви, захваливанием, переоценкой способностей ребенка.

Маленький ребенок, видя отсутствие твердости со стороны родителей, их нерешительность и постоянный страх за него, превращается в деспота, в избалованное, эгоистическое существо, совершенно не готовое в будущем к самостоятельной жизни. У него формируется чисто потребительская психология, не воспитываются необходимые качества личности, такие как трудолюбие, самостоятельность, инициатива и чувство ответственности, отсутствуют воля и эмоциональная сопротивляемость различным жизненным препятствиям. 

2. Подавляющее, деспотическое поведение родителей по отношению к ребенку. На первое место ставится строгость, твердость и жесткость. Оскорбления, недоверие – обычный стиль отношений в таких семьях. Практика наказаний, угроз держит детей в постоянном напряжении, подавляет их и травмирует; вызывает как ответную реакцию ложь и чувство разобщенности. Одни дети переходят к открытому неповиновению, другие – замыкаются, предаются мечтаниям и фантазиям.

         Ребенок растет либо несамостоятельным, подавленным, часто задерганным и малоинициативным, либо вступает на путь непрерывного хронического конфликта, у него развивается открытая или скрытая агрессивность.

3. Общее эмоциональное отчуждение членов семьи и родителей по отношению к ребенку с нарушением зрения приводит к отсутствию взаимопонимания между ними и духовной разобщенности.

         Обстановка эмоционального отчуждения ранит ребенка, у него обостряется чувство неполноценности и своей ненужности, возникает ранняя глубокая тревожность, и такой ребенок в конце концов не сможет развить в себе адекватного чувства собственного достоинства. Его самооценка неоправданно занижена.

         Значительно больше внимания необходимо уделять формированию целого ряда свойств личности ребенка: способность и готовность к преодолению трудностей, упорство, настойчивость в достижении цели. Доказано, что чрезмерная опека внутри семьи способствует формированию черт иждивенчества.

                 ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ                          СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На основе данных офтальмологической и тифлологической литературы можно выделить три группы детей, которые значительно отличаются по степени и характеру нарушений зрения:

1. Группа детей, имеющих крайне тяжелые нарушения зрения.

2. Группа слабовидящих детей.

3. Дети с функциональными расстройствами зрения.

В группу слабовидящих входят дети, у которых на фоне органических поражений зрительной системы или анатомического несовершенства органа зрения острота зрения на лучшем или единственном глазу от 0, 05 до 0, 4 ( в условиях оптической коррекции).

С учетом международной классификации на основе интегральной оценки функционального состояния органа зрения выделяют по тяжести три степени слабовидения: малую, среднюю, высокую. При малой степени слабовидения острота зрения не меньше 0, 3, поле зрения без отклонений или концентрически сужено до 40˚; при средней степени слабовидения острота зрения находится в пределах 0, 3 до 0, 1, поле зрения меньше 40, но больше 20˚ при отсутствии скотом в центральной зоне; при высокой степени слабовидения острота зрения 0, 009 – 0, 05, поле зрения меньше 20˚, но больше 10˚ или имеются множественные, иногда сливающиеся скотомы. Основными клиническими формами слабовидения являются нарушения рефракции, патология хрусталика, глаукома, заболевания нервно-зрительного аппарата и др.

На фоне первичной зрительной патологии у многих слабовидящих детей проявляются различные осложнения, которые можно разделить на две группы: осложнения в виде вторичных изменений в сенсорном и моторном аппаратах зрительной системы; отягощение патологического процесса в виде органических изменений структур глаза или в виде обострения заболевания.

Рассмотрим основные и наиболее частые проявления первой группы осложнений:

1. Амблиопия - «ленивый глаз», буквальном переводе с греческого амблиопия означает «плохое зрение». Это стойкое снижение центрального зрения и снижение остроты зрения. На первый взгляд, кажется абсурдным, что глаз «не задействуется». Ведь если он открыт, он должен видеть. И он действительно видит, но при этом у него наблюдается недостаточная разрешающая способность центрального зрения, поэтому поступающий в зрительный центр сигнал от этого глаза попросту игнорируется. Такая модель зрения может стать привычной настолько, что нормальное бинокулярное зрение так и не сможет сформироваться или, если оно уже было сформировано, может оказаться подавленным. Причём, даже после устранения причины амблиопии, мозг не в состоянии самостоятельно восстановить бинокулярность зрения, т. к. клетки мозга, отвечающие за стереоскопичность зрения, оказываются физически деградированными. Наблюдается так же снижение пространственной контрастной чувствительности, то есть воспринимается как «туман» той или иной интенсивности. Амблиопия может возникать на фоне косоглазия, при аномалиях рефракции, при катаракте. Рефракционная амблиопия является частым осложнением дальнозоркости и дальнозорного астигматизма. Обструктивная амблиопия может развиваться на фоне катаракты.

2. Косоглазие - характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. Условно его разде­ляют на содружественное и паралитическое. Содружественное косоглазие может быть постоянным или пе­риодическим, сходящимся (глаз отклоняется кнутри, к носу) и расходящимся (глаз отклоняется кнаружи, к виску), одно­сторонним (отклоняется только один глаз), альтернирующим или перемежающимся (косит то один, то другой глаз). В результате действия указанных факторов поражаются различные отделы и сенсорно-двигательные связи зрительного анализатора, от которых зависит бинокулярное зрение, что приводит к его расстройству или препятствует его формированию. Ребенок не способен видеть объект двумя глазами одновременно, поэтому наблюдается нарушение целостности восприятия. Воспринимаемый предмета занимает в обе­их сетчатках совершенно разное положение, поэтому отмечается смещение плана в сторону косящего глаза. Двоения, как правило, не бывает. В поле зрения косящего глаза возникает функциональная скотома-дефект поля зрения, имеющий вид островков разной величины и формы. При этом информация от косящего глаза не воспринимается мозгом, и зрение становится монокулярным – объект воспринимается одним глазом.

Сужение границ поля зрения происходит по монокулярному принципу:

- сужена часть нижнего поля зрения, ощущение пелены снизу;

- сужена часть верхнего поля зрения с ощущением нависающей пелены, усиливающимися при физической активности;

- постоянное выпадение верхней половины поля зрения легче переносится, чем выпадение нижней половины (при старых отслойках сетчатки).

 Часто встречается амблиопия косящего глаза. Косоглазие является осложнением миопии, катаракты .

3. Нистагм - представляет собой непроизвольные колебательные движения глазных яблок (дрожание глаз). Наличие нистагма существенно осложняет осуществление процессов аккомодации и конвергенции глаза, то есть теряется способность ясного видения предметов на различных расстояниях и фокусировки зрительных осей в одной точки. Нарушается моторный механизм бинокулярного зрения. Нистагм может возникнуть в связи с низким зрением обоих глаз из-за помутнений и аномалий оптической сред или изменений сосудистой оболочки, сетчатки, зрительного нерва.

К патологии оптической системы глаза относятся:

1. Дальнозоркость (гиперметропия) - один из видов аномалий рефракции, характеризующийся тем, что лучи света от любого близко расположенного объекта фокусируются за сетчаткой, вследствие чего изображение на сетчатке предстаёт расплывчатым. При дальнозоркости наблюдается снижение остроты центрального зрения только вблизи, в результате чего теряется резкость изображения. При дальнозоркости изображение теряет четкое очертание, что приводит к нарушению целостности восприятия.

2. Близорукость - аномалия рефракции глаза, при которой главный фокус оптической системы глаза находится между сетчаткой и хрусталиком. Для близоруких характерно приближение книги к глазам при рассматривании, сильное склонение головы во время письма или рисования, прищуривание при рассмотрении предметов вдаль. Весьма частым симптомом при близорукости являются так называемые «летающие мушки», видимые пациентом в виде мелких сероватых помутнений, перемещающихся при движении глазного яблока. Отмечается нарушение бинокулярного зрения, то есть способность видеть двумя глазами. Нарушается процесс аккомодации – приспособление глаза к ясному видению предметов на различных расстояниях. Так же отмечается нарушение периферического зрения, что приводит к затруднению различения положения, формы предметов, обозрения и прослеживание движущихся объектов это в свою очередь осложняет ориентировку в пространстве. Для близорукости так же характерно снижение центрального зрения только вдаль.

3. Астигматизм - характеризуется сочетанием в одном глазу разных видов рефракции или разных степеней рефракции одного вида, в силу неравномерной кривизны роговой оболочки, а в некоторых случаях – неправильной формы хрусталика. Страдающий астигматизмом человек видит нечетко как вблизи, так и вдаль. Он не может четко различить границы между горизонтальными, вертикальными и наклонными линиями. Астигматизм может сопровождаться и другими нарушениями зрения, такими, как близорукость, дальнозоркость или возрастная дальнозоркость. При астигматизме в одном глазу сочетаются эффекты близорукости, дальнозоркости и нормального зрения. Изображение предметов при астигматизме нечеткое, местами размытое, прямые линии выглядят изогнутыми. При двустороннем астигматизме отсутствует бинокулярное зрение. Кроме дефектов зрительного восприятия, астигматизм обычно сопровождается быстрой утомляемостью глаз, понижением зрения, головными болями .

4. Катаракта - помутнение хрусталика, снижающее его прозрачность. В начальной стадии заболевания перед глазами ощущается мелькание темных полосок, штрихов, пятен. При взгляде на источники света (свеча, фонарь и др.) изображение часто раздваивается. Постепенно помутнение хрусталика становится выраженным. При развитой катаракте область зрачка сероватая, серовато-белая или молочно-белая. Одновременно снижается острота зрения, при полной («созревшей») катаракте больной ощущает только наличие или отсутствие света. При катаракте нарушается периферическое зрение, что приводит к затруднению различения положения, формы предметов, обозрения и прослеживание движущихся объектов это в свою очередь осложняет ориентировку в пространстве. Наблюдаются поисковые движения головы и глаз при рассматривание предметов.

5. Глаукома - это повышение внутриглазного давления, приводящее к постепенному понижению остроты зрения, сужению поля зрения, ухудшению адаптации, атрофии зрительного нерва. Может сопровождаться расходящимся косоглазием и амблиопией.

Необходимо отметить то, что слабовидение не проявляется одной формой  патологии зрения, а, как правило, в сочетании нескольких форм. Поэтому для зрительного восприятие слабовидящих младших школьников будет характерно нарушение всех его свойств и функций.

У де­тей с нарушением зрения формируются обедненные, часто де­формированные зрительные образы, для которых характерна ри­гидность, малоподвижность, стереотипность. Нарушение зрения накладывает отпечаток на протекание процесса формирования образов. Для зрительного восприятия, как и для восприятий лю­бой модальности, свойственна избирательность, т.е. выделение тех объектов, которые находятся в сфере интересов, деятельности и внимания субъекта. При слабовидении, когда зрительные стимулы неточно отражаются нарушенной зритель­ной системой, ослабляется интерес к окружающему, снижается общая активность и вследствие этого — избирательность вос­приятия. Предметность — основной результат процесса восприятия, отражение целостности объекта, его структурности, свидетельствующее об осмысленности восприятия.

Обедненность информации вследствие недостаточности зрительной системы  слабовидящих приводит к схематизму зрительного образа. Нарушается целостность восприятия объекта, в образе объекта часто отсутствуют не только второсте­пенные детали, но и определяющие, что ведет к фрагментарно­сти и неточности отражения окружающего. Нарушение целостно­сти определяет трудности формирования структуры образа, иерар­хию признаков объекта.

Для нормального функционирования зрительного восприятия характерна константность, т.е. способность узнавать объект вне зависимости от его положения, расстояния от глаз, освещенно­сти, т.е. от условий восприятия. Для слабовидящих в зависимости от степени поражения зрения зона кон­стантного восприятия сужается.

Важным свойством восприятия является его обобщенность, т. е. умение абстрагироваться от случайных, несущественных призна­ков объекта, выделение существенных его качеств и отнесение его к определенному классу объектов. Это свойство выступает в единстве с мыслительными операциями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения. Трудности выделения существенных качеств, отсутствие целостности образа, его фрагментарность и неполнота при нарушениях зрения определяют низкий уровень обоб­щенности образов.

При слабовидении страдает также скорость и правильность зрительного восприятия, что не­посредственно связано со снижением остроты зрения. Скорость и точность не являются постоянными: так, расширение поля угла зрения ведет к увеличению скорости восприятия.

Нарушения бинокулярного зрения приводят к «пространствен­ной слепоте», нарушению восприятия перспективы и глубины про­странства при этом образы восприятия искажаются и неадекватны действительности. Таким образом, нарушение зрительной системы в разных ее отделах приводит к изменениям и специфичности образов вос­приятия слабовидящих.

Как выявила в своих исследованиях Л. П. Григорьева, при слабовидении изменяется процесс образования образа, наруша­ется симультанность опознания признаков формы, размера и цвета. Особенно это наблюдается при органических повреждениях зри­тельного анализатора. Разные по степени нарушения сенсорных механизмов, анализирующих цвет и форму, вызывают диссоциацию их функционирования, в результате снижается способность параллельной оценки разных признаков одного объекта, что является причиной нарушения симультанности опознания и перехода слабовидящего к опознанию объектов сукцессивным способом. Опознание объектов предполагает описание и хранение их в образной (иконической) памяти. У слабовидящих обнаружено ров­ное по степени сужение среднего объема иконической памяти.

Результаты исследования образов восприятия и различения та­ких качеств объекта, как цвет, форма, размер, пока­зали зависимость их адекватного отражения от условий восприятия и качеств самих объектов. Так, при предъявлении силуэтных и кон­турных изображений более высокие результаты были выявлены при восприятии первых.

Анализ результатов одновременного опознания двух призна­ков объекта детьми с нарушениями зрения показывает большой процент ошибок, и увеличение времени, требующегося на их вос­приятие. Качественная же характеристика процесса опознания (нарушение симультанности отражения, переход на сукцессивный способ восприятия) показывает затрудненность параллель­ного анализа нескольких признаков объектов. Это позволяет гово­рить о необходимости более активного включения высших позна­вательных процессов в акт сенсорного отражения, на чем и стро­ится теория компенсации.

Трудности выделения и дифференцировки размеров фигур при зашумленном поле свидетельствуют о нечеткости сформированных эталонов размера; они требуют более длительного времени для их формирования. Нарушается симультанность восприятия признаков, увеличи­вается количество последовательных и снижается количество па­раллельных операций. Процесс становится развернутым и длитель­ным, что затрудняет интеграцию образа объекта.

Восприятие детьми с нарушениями зрения цветных изображе­ний, сложных сюжетных ситуаций и пейзажей, а также опозна­ние изображений на основе восприятия их отдельных частей ха­рактеризуются нестабильностью, неполнотой образов, низким уровнем вербализации, слабым развитием наглядного мышления, что свидетельствует о трудностях объединения сенсорной и не­сенсорной информации, следствием которых является бедный запас представлений, формализм речи.

 

Восприятие частей объекта от менее информативных к более насыщенным информацией для создания модели целого объекта происходит с отклонениями от нормы, что говорит о зависимости формирования образов представлений от характера пер­вичных образов восприятия и их несовершенства. У слабовидящих детей, несмотря на неполноценное зрение, основным средством восприятия мира, как и у нормально видя­щих, является зрение.

ЧТОБЫ ДЕТИ НЕ БЫЛИ БЛИЗОРУКИМИ

Близорукость в настоящее время является одним из самых распространённых вариантов нарушения остроты зрения.

Причины миопии:

  1. Наследственная предрасположенность.
  2. Некоторые соматические заболевания.
  3. Тяжелая аллергия.
  4. Спазмирование глазных мышц.
  5. Врождённые аномалии.

 К сожалению, даже отсутствие перечисленных выше факторов не может гарантировать «защиту» от близорукости.

При неправильном режиме дня, недостаточном освещении, слишком длительной работе за компьютером или неудобным рабочем столом опасность снижения остроты зрения остаётся актуальной.

Для того чтобы предотвратить нежелательные последствия, необходимо в первую очередь обратить внимание на режим дня малыша.

Детям дошкольного и младшего школьного возраста не следует по долгу смотреть телевизор. Казалось бы, какой вред может причинить глазам ребёнка 1,5 – часовой просмотр мультфильмов? Однако такая нагрузка может спровоцировать развитие  близорукости.

Просмотр телепередач возможен лишь в выходные дни с учётом разумного ограничения времени.

Если ребенок любит компьютерные игры, продолжительность таких развлечений должна быть ограничена 20-30 минут в день. Во время отдыха малыш может спокойно сидеть с закрытыми глазами или же делать гимнастику.

При чтении или рассматривании картинок расстояние от глаз ребёнка до книги должно составлять 30 см. Родители должны проявить терпение и объяснить малышу, для чего необходимо соблюдать данную меру предосторожности. Лучшим отдыхом для глаз станет смена деятельности ребёнка.

Желательно также заняться укреплением организма. Например, закаливание оказывает благотворное влияние на все органы и ткани, улучшая кровообращение и повышая иммунитет. Даже если врач по каким-либо причинам советует ограничить физическую нагрузку, малыш может принимать участие в подвижных играх, заниматься лечебно-профилактической  гимнастикой или плавать.

Кроме того, родители должны следить за рационом питания. Продукты, входящие в ежедневное меню, должны содержать необходимое ребёнку количество жиров, углеводов и белков. Очень полезные для зрения молочные продукты (цельное молоко, творог, ряженка, кефир, йогурт), речная и морская рыба, нежирная говядина, свежая капуста, зелень, разнообразные ягоды, фрукты и натуральные соки. Можно также по назначению врача давать малышу поливитамины с микроэлементами, препараты кальция и фосфора.

Иногда развитие близорукости у маленьких детей является следствием чрезмерного усердия родителей. В настоящее время существует множество модных методик, по которым ребенка учат читать буквально с первых дней их жизни. Ничего хорошего в подобных занятиях нет. Преждевременное «ускорение» развития интеллекта нередко приводит к хроническому переутомлению и возникновению апатии, а органы зрения у ребёнка  ещё не приспособлены к повышенным нагрузкам. Дети, которые очень рано начали учить читать, чаще всего страдают близорукостью.

Дело в том, что развитие цилиарной мышцы, изменяющей очертания хрусталика, заканчивается лишь к 6-7 годам жизни малыша. Именно по этому маленьким детям не желательно смотреть телевизор, играть в компьютерные игры и читать книги с мелким шрифтом. И не следует волноваться по поводу того, что соседский ребенок уже читает в слух – всему свое время.

Лучше уделить больше внимания развивающим играм и занятиям, не связанным с освоением азбуки.

 

Раннее выявление первых  симптомов неблагополучия поможет сохранить остроту зрения и предотвратить развитие осложнений. 

РЕБЕНОК ПЕРЕД ТЕЛЕВИЗОРОМ (КОМПЬЮТЕРОМ)

Вечер перед телевизором – традиционное времяпровождения для многих взрослых и детей. Но смогут ли при этом расслабиться их глаза?

Для того чтобы не навредить собственному здоровью и при этом получить удовольствие от просмотра нового фильма или  мультфильма, необходимо знать о несложных мерах предосторожности.

 Как известно, при рассматривании предметов глаза находятся в непрерывном движении. Разглядывая движущиеся изображения, глазные яблоки получают значительную нагрузку. Чтобы оценить её объективность, следует для начала обратить внимание на собственную позу. Как мы сидим перед телевизором? Удобно располагаемся в уютном кресле на достаточном расстоянии от экрана, скорчиваемся на полу, растягиваемся на диване…Правильным является такое положение тела, при котором голова образует прямую линию с позвоночником, иначе через некоторое время скелетные мышцы переутомляются и начинают болеть. Немаловажным является и расстояние до экрана. Слишком большое расстояние вызывает перенапряжение глазных мышц, особенно при пониженной остроте зрения: человек вынужден вглядываться в экран, прищуриваться, скашивать глаза, а если оно слишком маленькое, это постепенно приводит к развитию близорукости или нарушений аккомодационного процесса.

Ни в коем случае не следует разрешать маленьким детям смотреть телевизор в течение длительного времени. Особенно вредно включать его, когда малыш чем-то занят. Наш мозг полностью сконцентрироваться может лишь на одном занятии, поэтому отвлекающий фактор будет отвлекать ребёнка от выполнения задания. Кроме того, он постоянно будет переводить взгляд на экран, а его глаза будут неизбежно перегружены работой.

Временной фактор имеет немаловажное значение. Если посещение кинотеатра ограничивается длительностью фильма, то перед телевизором можно провести большую часть дня. При этом неизбежно развиваются различные нарушения зрения, а чаще всего – близорукость.

Помимо физической перегрузки, глаза любителей телевизора страдают от хронической нехватки свежего воздуха.

Для того чтобы предотвратить нежелательные последствия, необходимо ограничить время просмотра телевизора продолжительностью стандартного фильма (около 1,5 часа), допускать к телеэкрану детей только в выходные дни, на 20-30 минут, а также не забывать о регулярной гимнастике для глаз, различных способах расслабления и переключения внимания.

Просмотр кинофильмов менее вреден для глаз, поскольку мелькание кинокадров на большом экране стимулирует работу сетчатки в большей степени, чем смена изображения на экране или  матрице телевизора. Кроме того, в современных кинотеатрах установлен климатический контроль, обеспечивающий оптимальную температуру в помещении и постоянный приток кондиционированного воздуха.

Чтобы избежать неприятных последствий, при посещении кинотеатра следует занимать места в соответствии с индивидуальными потребностями: при близорукости лучше устроиться поближе к экрану, а при дальнозоркости – отодвинуться подальше. Если врач назначил постоянное ношение очков или контактных линз, не следует их снимать.

Желательно, чтобы место находилось в центре зрительного зала, а не с краю.

Во время просмотра фильма нежелательно наклонять голову – она должна находиться на одной линии с позвоночником.

Желательно следить за равномерностью дыхания и почаще моргать, в результате этого ткани глазных яблок будут равномерно увлажняться, и получать достаточное количество кислорода.

 

 

Во время перерыва между сериями фильма можно прикрыть глаза, сделать несколько несложных расслабляющих упражнений или слегка массажировать веки.

  ЦВЕТОТЕРАПИЯ

С давних времен известно, что определенные сочетания цветов могут вызвать различные заболевания и, наоборот, избавить от дискомфорта.

В настоящее время Хромотерапия (лечение цветом) является одной из популярных отраслей альтернативной медицины. Правильно подобранные оттенки помогут не только восстановить остроту зрения, но и устранить проявления разнообразных глазных заболеваний.

 Красный цвет и некоторые его оттенки стимулируют деятельность сердечно-сосудистой системы, предотвращают аритмию, нормализуют артериальное давление, повышают уровень иммунитета и благотворно влияют на остроту зрения.

 Оранжевый цвет помогает избавиться от бронхита и других заболеваний дыхательной системы, облегчает состояние при астме, анемии, сахарном диабете и некоторых других недугах. В офтальмологии его оттенки применяют в качестве дополнительного терапевтического средства при лечении не осложненной близорукости, физиологической атрофии зрительного нерва и дистрофических патологий сетчатки. Следует помнить о том, что избыток красных и оранжевых тонов в интерьере способствует постоянному возбуждению нервной системы.

 Желтый цвет  благотворно влияет на функционирование желудочно-кишечного тракта и стимулирует работу поджелудочной железы и печени, а также способствует выведению токсичных продуктов обмена веществ из организма. Его оттенки используются при лечении кожных заболеваний (экзем, дерматитов), сахарного диабета, гастритов различной этиологии и атонии кишечника. Офтальмологи рекомендуют рассматривание предметов желтого цвета при амблиопии, слабости мышц глазных яблок, косоглазии, атрофических изменениях в зрительном нерве и дистрофии сетчатки.

Зеленый цвет нормализует работу сердечно-сосудистой системы, понижает артериальное давление, избавляет от стресса, способствует восстановлению полноценного ночного сна, устраняет симптомы утомления и предотвращает обострение бронхиальной астмы. В офтальмологии его оттенки применяют для лечения глаукомы, не осложненной близорукости и дистрофических изменений в сетчатке. Соответствующее цветовое решение интерьера помогает снять эмоциональное постоянное напряжение и расслабиться после тяжёлого дня.

 Голубой цвет уменьшает аппетит, способствует естественному снижению избыточной массы тела, нормализует работу сердца, улучшает эластичность кровеносных сосудов и стабилизирует артериальное давление. Оттенки голубого эффективны при лечении катаракты и глаукомы.

Синий цвет используют в качестве дополнительного терапевтического средства при лечении катаракты, глаукомы и бельма, а также некоторых заболеваний воспалительной природы. Кроме того, его оттенки благотворно влияют на состояние пациентов, страдающих нарушениями функционирования щитовидной железы, болезнями горла, желудочно-кишечными расстройствами или мигренью.

 

Фиолетовый цвет помогает справиться с проявлениями глаукомы и катаракты, а также улучшает остроту зрения при лёгкой миопии. Его оттенки также используются при заболеваниях почек и мочевыводящих путей, ревматизме, гепатитах и холециститах.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

ВАРИАНТ 1 (длительность 3-5 мин.)

И.п.: сидя в удобной позе, позвоночник прямой, глаза открыты, взгляд устремлен прями. Выполнять упражнения совсем легко, без напряжения.

1. взгляд направить влево - вправо, вправо - прямо, вверх - прямо, вниз - прямо, без задержки в отведенном положении. Повторять от 1 до 10 раз.

2. взгляд смещать по диагонали: влево - вниз - прямо, вправо - вверх - прямо, вправо - вниз - прямо, влево - вверх - прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении, дыхание произвольное, но следить, чтобы не было задержки дыхания. Повторять от 1 до 1 раз.

3. круговые движения глаз: от 1 до 10 кругов влево и вправо. Вначале быстрее, потом как можно медленнее.

4. изменение фокусного расстояния: смотреть на кончик носа, затем вдаль. Повторять несколько раз.

5. смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см. от глаз, а затем вдаль. Повторять насколько раз.

Смотреть прямо перед собой пристально и неподвижно, стараясь видеть более ясно. Затем моргнуть несколько раз.

Сжать веки, затем моргнуть несколько раз.

6. массировать веки глаз, мягко поглаживая их указательным и средним пальцами в направлении от носа к вискам. Или: глаза закрыть и подушечками ладони, очень нежно касаясь, проводить по верхним векам от висков к переносице и обратно, всего 10 раз в среднем темпе.

7. потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (на 1 мин.), представить погружение в полную темноту. Открыть глаза.

 

ВАРИАНТ 2 (длительность 1 - 2 мин.)

1. при счете 1-2 фиксация глаз на близком (расстояние 15 -20 см) объекте, при счете 3-7 взгляд переводится на дольний объект.

2. при неподвижной голове на счет 1 поворот глаз вертикали вверх, при счете 2 - вниз, затем снова вверх. Повторить 15-20 раз.

3. закрыть глаза на 10 - 15 сек., открыть и проделать движения глазами вправо и влево, затем вверх и вниз (5 раз), проделать несколько круговых движений глазами справа налево и обратно (5 раз). Свободно без напряжения, взгляд вдаль.

 

ВАРИАНТ 3 (длительность 2 - 2.5 мин.)

Упражнения выполняются на рабочем месте в положении сидя, откинувшись на спинку стула.

1. смотреть прямо вперед перед собой в течение 2-3 с, затем на 3-4 с, опустить глаза вниз. Повторить упражнение в течение 30 сек.

2. поднять глаза к вверху, опустить их к низу, отвести глаза в правую сторону, отвести глаза в левую сторону, повторить 3-4 раза.

3. поднять глаза к вверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, сделать ими движения против часовой стрелки. Повторить 3-4 раза (15 сек.)

4. крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., открыть на 3-5 сек. Повторить 4-5 раз (длительность 30-50 сек.)

 

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

КОМПЛЕКС 1

1. И.п. - стоя, руки сзади, пальцы в замок. 1-2 - отводя руки и голову назад, прогнуться - вдох; 3-4 - прийти в и.п. - выдох. Повторить 4-6 раз.

2. и.п. - стоя. Частые моргания в течении 10-15 сек.

3. и.п. - стоя. Самомассаж задней поверхности шеи.

4. и.п. - стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя положения головы. Повторить 6-8 раз.

5. и.п. - стоя. 1 - полуприсед; 2 - и.п. Повторить 10-12 раз.

6. и.п. - стоя. Палец держать перед носом на расстоянии 25 -30 см. переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 30 -40 сек. Выполнять медленно.

 КОМПЛЕКС 2

1. и.п. - стоя. 1 - отвести согнутые руки назад, соединить лопатки - вдох; 2 -руки вперед, как бы обнять себя - выдох. Повторить 8-10 раз.

2. и.п. - сидя. Самомассаж глаз в течении 15 -20 сек.

3. и.п. - стоя. Закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1- 2 сек., затем открыть глаза. Повторить 8-10 раз.

4. и.п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и в другую сторону. Повторить по 6 - 8 раз каждой рукой.

5. и.п. - стоя. Круговые движения глазами в одну и в другую сторону. Повторить по 10 - 15 раз в каждую сторону.

6. и.п. - стоя ноги врозь. 1 - 3 - наклоны туловища в сторону; 4 - и.п. повторять 4-6 раз в каждую сторону.

7. и.п. - стоя. Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см. смотреть на палец в течении 4-5 сек., затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4 - 6 сек., смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

 

КОМПЛЕКС 3

1. и.п. - стоя, кисти к плечам. 1- отвести локти назад - вдох; 2- локти вперед -выдох. Смотреть вперед. Повторить 8-10 раз.

2. и.п. - стоя. Тремя пальцами каждой руки слегка и часто надавливать на верхнее веко в течении 3-4 сек., затем открыть глаза. Повторять 5-6 раз.

3. и.п. - стоя. 1 - 2 - разогнуться, голову отвести назад - вдох; 3-4 слегка наклониться вперед - выдох. Повторить 6-8 раз.

4. и.п. - стоя, голову держать прямо. Переводить взгляд по другой диагонали: вверх - налево и вниз - направо. Повторить по 6 - 8 раз в каждом направлении.

5. и.п. - кисти на затылок. 1-2-3-пружинистые повороты туловища в сторону, 4 - и.п. то же в другую сторону. Повторить 4-6 раз.

 

6. палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, левый глаз закрыт. переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 10-15 сек. То же сделать правым глазом.