АДАПТАЦИЯ

К УСЛОВИЯМ ДОУ

Новичок. Адаптация к детскому саду, или Каких ждать проблем?

- Женечка, что больше всего тебе понравилось в садике?

- Больше всего понравилось в садике… гулять домой.

Мы еще не видели ни одного «домашнего» ребенка, который бы в детский сад пошел с песнями, зная заранее, что мама уйдет, что он там останется один – без нее, среди людей незнакомых. И уж точно никогда не увидим такого, который бы сразу к садику привык.

Потому что детский сад – какой бы он серебряный - золотой ни был, это – перемены. Перемены, и довольно существенные, в жизни каждого малыша. А «перемены» и «стресс» для психики маленьких – синонимы. Первая реакция на стрессовые перемены – температура. И не нужно относить ее на счет сквозняков и простуды. Вряд ли так быстро малыш мог простыть: в группах, как правило, всем новичкам уделяют повышенное внимание (тепло ли ребенку, холодно, обут он правильно и одет, сухой ли  и т.п. Обязательно проверят!)

У вашего малыша очень умный организм: он взял себе передышку. И нашел самый действенный способ вас привязать к себе: «Я болен, мама, побудь со мной».

Собственно, отсюда и вопросы: почему и что делать?                                                   

Итак, из привычного домашнего окружения малыш попадает в другое — непривычное и неизвестное. Да, он что-то слышал про детский сад и про группу, но... Незнакомое так пугает! «Кто накормит меня? Кто защитит? Кто выручит, если обидят?» — невысказанные вопросы разом наваливаются на него. Малыш себя чувствует одиноким, заброшенным существом, так как не знает пока, на что ему опереться и кому можно здесь доверять.

Страх неизвестности, страх одиночества, страх быть покинутым охватывает малыша. Ребенку трудно понять, почему он должен остаться без мамы. «Может, я маме не нужен? Меня наказали? За что?»

Малыш не знает, как надо себя вести здесь, в незнакомом месте. Он еще не «притерся» к правилам, по которым живет группа. Он многого не умеет (одеться, умыться, обратиться ко взрослому, договориться с ровесниками, соблюдать дисциплину, играть в чужие игрушки с чужими детьми...). А если умеет, то опасается. А тут еще принуждают (надо!) делать что-то такое, что, возможно, он никогда сам не делал! А у него не получается. И ему становится стыдно — за незнание, за неумение, за... за все, что угодно. В том числе, вероятно, и за свой собственный страх. (Да-да, после трех лет малыши уже могут испытывать чувство стыда и... начать о себе плохо думать).

 Малыш устает ужасно. Здесь другая еда, другая (чужая!) кроватка, другой распорядок дня. Даже воздух другой и запахи! И потом: он не привык столько времени (бесконечно долго!) находиться «в толпе».

И неизвестно, когда закончится испытание. Во времени малыши не ориентируются, поэтому утешения вроде «Вечером за тобой мама придет» их не успокаивают, а дополнительно напрягают. Ребенок — весь ожидание. Ждет, ждет, ждет...

И — устает. Больше всего от эмоционального напряжения. Чувства обострены и натянуты, только слегка задень — «зазвенит». Это — в первые дни. Но и потом, оказывается, трудности не исчезают. Наоборот, к ним могут добавиться новые.

Именно это в первую очередь, а не микроклимат и микробы (как мы обычно думаем), заставляет ребенка, посещающего детский садик, протестовать и часто болеть. Говорим мы об этом не потому, что хотим вас окончательно запугать. Просто надо понять: посещение детского сада, как и всякая перемена в жизни ребенка, конечно же, стресс. Но в наших силах сделать его кратковременным и неопасным.

             Верный настройоптимистический. Родители, отправляя ребенка в детсад, обычно сулят ему прямо-таки золотые горы. И как там, в этом детсадике, замечательно(!), какие там хорошенькие стульчики, шкафчики да кроватки, какие мальчики, девочки, и как будет весело с ними играть (!), как интересно проходят занятия (!), какая добрая воспитательница и замечательная нянечка (прямо как мама!). Родителей можно, конечно, понять: им очень хочется, чтобы малыш благополучно вошел в этот новый этап своей жизни. Но...

Действительно, новичок, окрыленный столь сказочными перспективами, с энтузиазмом собирается в сад. С мамой за ручку. Он охотно войдет в свою группу, и поприветствует воспитательницу, и даже начнет увлеченно играть, но... пока мама рядом, под боком. А стоит маме уйти — картина резко меняется. И становится не по себе. И грустно, и неинтересно, и стра-а-а-шно. И весь положительный настрой, ради которого вы и речи вели, улетучивается моментально.

Так что — не обещайте своему новичку райские кущи! Со взрослой точки зрения, вы поступаете (и говорите) правильно. С точки зрения ребенка — вы его обманули (и можно ли вам верить дальше — это вопрос).

Накануне. Что рассказать малышу о садике?

Правду и только правду. Просто - сместите немного акценты с «как чудесно в садике жить» на то, что такое детсад и что ребенок там будет делать.

Без «ахов» и «охов», простыми словами рассказывайте своему малышу о том, чего он не знает. Детсад — это такой большой дом, там много комнат, что называются комнаты «группы», что есть большой музыкальный зал, есть спортивный (что там находится и зачем — расскажите). Что во дворе есть участки, там дети гуляют, «и ты будешь с ними гулять, малыш». Хорошо бы провести с малышом экскурсию по детскому саду, чтобы все это он мог увидеть собственными глазами.

Мама и папа ходят на работу, и «ты тоже будет ходить на свою «работу» — в детсад, потому что уже вырос».

Задача родителей — рассказывать так, чтоб малышу захотелось быть в этом садике, в этой группе вместе с другими детьми. Желание — большая сила, оно поможет ему внутренне собраться и не запаниковать.

Можете честно сказать ребенку (но не сгущая красок!), что ему будет немножко печально (ведь мама уйдет!). Но зато... И тут-то вспомните о садовских плюсах. И о музыкальных занятиях, и о детишках-ровесниках, и о прогулках на улице, и о новых игрушках, которые есть в саду.

Предоставьте ребенку побольше информации для размышления. Без перебора, но достаточную, чтоб у него появились уверенность и интерес. Вы можете вспомнить о том, как сами когда-то ходили в детсад, и что вам там особенно нравилось. И чем вы там занимались. И даже о том расскажите, как вы сначала боялись, и что-то там не умели и как потом научились.

Дети любят слушать рассказы про то, как родные взрослые были детьми. И потом, они доверяют нам, и такие воспоминания помогут ребенку сделать приятный вывод: мама в садик ходила — и ничего, все хорошо было. Значит, получится и у меня. Если малыш начнет задавать вопросы — прекрасно. Рассказывайте, отвечайте.

            Обязательно расскажите о няне, воспитательнице, о занятиях в саду. И главное — о том, что вечером каждого малыша родители забирают домой. Это очень важно, ребенок должен быть уверен, что его не оставят здесь «насовсем». Это нам кажется, что и так понятно: раз привел, то и обратно ребенка возьмешь, а многие дети первое время в этом сомневаются.

            Рассказ свой подтвердите наглядно — малыши больше верят глазам, чем словам. Придите в детсад после полдника (с 16.00 до 17.00), когда детвора на прогулке. И вместе понаблюдайте, как приходят за детишками мамы-папы и они вместе уходят домой. Малыш должен твердо знать: детсад — это такое место, куда не только приводят, но откуда всегда забирают домой!

            Вполне вероятно, малыш задаст вам резонный вопрос: а будет ли мама (папа) с ним вместе в детском саду. Тут вы его удивите! «Взрослых (даже маму и папу) в сад не пускают: нельзя. Только детям в садик ходить разрешается!» Только детям можно целый день здесь играть, кушать, гулять, учиться рисовать, собирать конструктор (что там ваш малыш любит больше всего!).  

            Все дети уверены: взрослым можно все, а детям — ничего. Как приятно убедиться в обратном: «Мне разрешается, а мамочке — нет»! Многие малыши так поражаются этому чуду! И тогда сад для них становится преимуществом, а не наказанием, верным признаком: «Я большой!»

            Параллельно с рассказами надо организовать и показ. Продолжайте играть в «Детский сад». Разыгрывайте сценки с игрушками, приглашайте знакомых детишек. Ребенку будет весьма интересно да и полезно примерить на себя роль воспитательницы, няни. И, конечно, веселого малыша, который с удовольствием ходит в свой детский сад.

Знакомство. Первые дни

            Итак, день «Х» наступил — вы отправляетесь с малышом в детский сад. Делайте это лучше заранее — не в тот самый день, когда вам пора выходить на работу.  Начните посещение сада с прогулок. Так малышу будет проще: и новое место, и мама под боком, так что не страшно знакомиться и играть. Здесь он успеет приглядеться к воспитательнице, к детишкам.

             Потом приводите «по-настоящему», в группу. И опять-таки: дайте возможность освоиться в новой обстановке. Лучше будет, если малыш поначалу останется в садике совсем ненадолго — на пару часов. И еще лучше будет, если эти пару часов вы проведете в садике вместе с ребенком. Нет, вам не надо присутствовать в группе. Просто возьмите книжку и подождите его в раздевалке. Если ребенок сильно расстраивается и наотрез отказывается в группу идти без вас — зайдите вместе, побудьте — и... выйдите в раздевалку, предупредив малыша. Он заиграется, успокоится. Но время от времени будет к вам выбегать — проверять: на месте ли вы? Но ни во что не вмешивайтесь, не давайте советов. Представьте, что вы — только зритель, который пришел на спектакль. Одна мысль о том, что вы в досягаемости, уже большая моральная поддержка для новичка-малыша. Здесь важно одно: в сложный момент карапуз примчится к вам, а вы его подбодрите, одобрите и отправите к воспитательнице. Ребенку важно убедиться, что есть такой человек (а не только мама), который ему и поможет, и пожалеет, и защитит. Как только он это поймет (и в это поверит) — сразу станет спокойнее на душе.

             Через несколько дней начинайте ненадолго уходить, конечно, предупредив малыша. А потом возвращайтесь. И понемногу увеличивайте время отсутствия, чтобы малыш оставался в саду — как положено, без вас.     Зачем этакая канитель? Ребенок должен быть уверен — мама всегда возвращается. Так что — учитесь правильно уходить и правильно возвращаться, без надрывов, без чувства вины, без критики.

Практикум: «Как уходить правильно»

             Принцип такой. Уходите поначалу ненадолго. Скажите ребенку: «Я пошла в магазин, куплю то-то и то-то и приду». Он много раз ходил в магазин с вами, так что ему понятно, куда вы отправляетесь и откуда вернетесь.  Тайно не исчезайте! Обязательно предупредите малыша, что вам пора уходить. Иначе в следующий раз, боясь вашего исчезновения, ребенок вцепится в вас, как маленький клещ. Не стоит говорить, уходя: «Я скоро приду». У взрослых и у детей ощущения времени разные. (Да и, знаете сами, бывают моменты, когда время буквально летит, бывают — когда ползет черепахой.) Говорите конкретно: «Ты поиграй, построй эту башенку — и я приду», «Ты покушаешь, поиграешь, выйдешь гулять — и я вернусь».
             Вообще, когда объясняете что-то малышу, старайтесь говорить как можно конкретней и проще, объясняя наглядно (поспишь — покушаешь — погуляешь — я за тобой приду...). Можно дома заранее показать малышу картинки: стол — дети кушают, «строитель» — дети играют, кроватка — все спят... Такие картинки можно прикрепить на циферблате часов, и показать ребенку: когда толстая стрелочка будет стоять тут, я приду за тобой. Захватите потом такие часики в садик, пусть сам решает: в группу взять или оставить в своем шкафчике. Когда начнете оставлять малыша в садике на весь день — не забудьте об этой детской особенности: в длинных объяснениях дошколята запутываются.

             Примерно со второй недели водите ребенка в сад до обеда. А спать забирайте домой. Еще через недельку можно начинать оставлять в саду на сон.

            Бывает, что именно тихий час становится самым сложным моментом адаптации малыша к детскому саду. Совет: захватите в садик игрушку. Она сыграет хорошую роль: заместитель мамы и дома. Прижимая игрушку к себе, малыш как бы окунается в родную, понятную атмосферу. Приятный домашний запах, знакомое ощущение. Пусть игрушка будет чуть подзатерта, главное — такая же, как всегда.
            Тихий час обходится без проблем? Это удача. Теперь можно так: поспал, проснулся, покушал — пора забирать. Вполне вероятно, что теперь-то малыш не против в саду оставаться до вечера. После полдника обычно проходят развлекательные мероприятия (музыкальные игры, спортивные конкурсы, концерты) или просто детям дается свободное время: они занимаются, чем хотят. Так что не удивляйтесь, когда ваше чудо, увидев, как вы появились в дверях, вам заявит: «Ну, ма-а-ам! Еще чуть-чугь поиграю...»
            Такое плавное вхождение в новую жизнь поможет и вам и ребенку сохранить душевный покой. Правда, бывают детишки, которые все равно так в маму вцепляются, что сплошной рев. Это происходит по разным причинам, но выход один: уходя — уходите. Не топчитесь! Привели, помогли переодеться — уходите. Не будет он плакать без вас. Во-первых, без толку: мама-то все равно не услышит, во-вторых, его обязательно займут чем-нибудь. А когда малышу интересно — ему не до рева.

Важные мелочи

Мы упускаем из виду сущие мелочи, а они, накапливаясь да накапливаясь, складываются в недоразумения, напрягающие малыша.

             О чем напомнить ребенку? Некоторые малыши стесняются или забывают устройство группы (где что находится, где туалет), не знают, как попроситься на горшок — и терпят, иногда до полного конфуза.

             Как зовут воспитательницу, нянечку; малыш это знает? На первых порах ребенок может напрочь забыть имя-отчество.

            Как позвать воспитательницу? Многие дети стесняются или теряются в первые дни.
Уточните, знает ли ваш ребенок, где можно отдохнуть (в каждой группе есть «уголок отдыха», по крайней мере должен быть). Малыш устает от впечатлений, от новизны и просто — от внутреннего напряжения и ему требуется некоторое время побыть одному.

             Как реагирует ваш малыш на замечания? Многие дети любое замечание, сказанное кому-то, относят к себе. Это неплохо в том случае, когда детей хвалят, но хвалят-то не всегда. Их и отчитывают, и предупреждают, и ругают, увы. Помогите ребенку понять, что не все замечания (выговоры, укоры) относятся к нему. Это важно! Малыши все, что творится вокруг, принимают на свой счет. И тогда, когда ругают кого-то другого — запросто посчитают, что ругают его, и основательно перепугается. «Посажу на стульчики, и будете сидеть до вечера!» — сказали-то шумным мальчикам, а нежная девочка Настя отказалась в садик идти. Повели, конечно (куда маме деваться, на работу-то с собой не возьмешь»), но слез было пролито предостаточно. Надо пояснять ребенку, что, если «кого-то ругают, это не значит, что ругают тебя». Поймет он, скорее всего, не сразу. Но, как знать, может, именно ваши слова выручат его в трудный момент.

            Такие беседы с ребенком желательно в первое время проводить регулярно.

Так что у вас есть о чем поговорить по дороге в детсад. Это как раз тот самый случай, когда напоминания не помешают!

            Но существует еще одна очень важная тема для дорожного разговора.

Малыши слишком буквально понимают слова «все сами должны делать», «постарайся как следует...», «сам умеешь» и зачастую трактуют их так: «Не приставай ко мне, я не буду помогать». Особо чуткий ребенок может сделать печальный вывод: «Здесь мне никто не поможет». Растолкуйте ребенку, что ему, если нужно, обязательно помогут. И не надо пугаться — проси.

            Как напомнить ребенку, чтоб он и запомнил как следует, и не считал родителей слишком назойливыми? Лучше всего — в виде вопросов: «С кем вместе ты сидишь за столом?», «На твоем шкафчике какая картинка?», «А где у вас в группе туалет?», «Твоя кроватка стоит у окна?» и так далее.

            Спросите, например: «Где вы моете ручки? Там, где кушаете?» Такая нелепость (мама не знает!) развеселит малыша, и он вам расскажет, и где моет ручки, и где висит его полотенце, и как туда надо пройти. Не скажет — расскажете вы (или попросите воспитательницу показать). А попозже снова проверьте — напомните и убедитесь: он точно знает, наверняка?

           А еще можно сделать так. Собрать всю игрушечную мебель и в очень большой коробке расставить ее. «Вот группа, сюда ходят твои игрушки: мишка, кукла Алена, кукла Саша, щенок. Давай играть в детский сад». И в ходе такой игры вы сможете и уточнить, и объяснить, что надо, и выяснить те аспекты детсадовской жизни, которые малыша напрягают или неясны ему. Еще интереснее сделать мебель самостоятельно — из спичечных коробков. И поиграть в детский садик.

 Что делать, если...

 —Ох, Мить, и каша у тебя на голове!    

Митя — в ответ, назидательно:

— Да ты что! Там нету каши. Там у меня мозги!

             Если слез море и маму не отпускает. Если ребенок упорствует (плачет, рыдает), когда мама приводит его в садик и собирается уходить — попробуйте сделать так. Пусть в садик водит его (пока) кто-то другой: папа, бабушка, дедушка. Обычно без мамы детишки спокойнее, меньше рыданий и меньше расстройств.

            Если не ест. Попросите воспитателей не уговаривать и не запихивать в карапуза еду. Детям нужно какое-то время, чтобы привыкнуть к новой пище. Не съел в саду — доберет дома привычной едой на завтраках и ужинах.

            Если не одевается/не раздевается сам. Если малыш не умеет сам одеваться, обуваться и т.п. — не страшно. Глядя на других детей, он эту премудрость быстрее освоит. Главное — чтобы вы сами его не стыдили за это. Наоборот, отмечайте успехи, говорите, что сегодня лучше, чем вчера. Поощрения — самый лучший педагогический прием, особенно с маленькими детьми.

             Если ребенку не спится во время тихого часа. Если не спится — или боится, или спать не привык; принесите любимую домашнюю мягкую игрушку, с которой он спит дома, и оставьте под подушкой малыша. Так ему проще будет заснуть в «домашней атмосфере».

             Если вернулись привычки из раннего детства или появились странные просьбы: просит попить молочка из бутылочки, палец сосет или край одеяла — позвольте ему делать это и дайте именно то, о чем просит. «Впадание в детство» психологически возвращает ребенка в прошлое, когда ему было комфортно. Это помогает ему расслабиться и обрести внутреннее спокойствие. Волноваться стоит начинать, если такая регрессия продлится больше месяца.

            Если ревет по утрам. Не спорьте, не уговаривайте, переключите внимание на другую тему. Предложите «выбор без выбора», т.е. малыш твердит: «В сад не пойду!», а вы на это не реагируете. Зато спокойно так спрашиваете: «Смотри, колготки и платьице синее или в горошек, что хочешь надеть?» Детская мысль побежит по другому руслу, и вы легко направите разговор в другую сторону.

           Хороший прием — промежуточная цель. Между ребенком и тем, от чего он отказывается (боится, не хочет, против чего протестует), надо поместить промежуточную цель. На нее переключается внимание ребенка, и тогда протесты откладываются словно само собой. Можно сказать: «Вставай, пора в детсад», а можно сказать: «По дороге в детсад мы поиграем в «догонялки».

            Не идет в детский сад, упирается. Если по дороге в детский сад карапуз еле плетется или хнычет, упирается — не уговаривайте, не торопите, не успокаивайте. Сделайте наоборот: похвалите. Скажите, например: «Какой ты молодец, а я на твоем месте, наверно, ревела бы, а ты смелый, знаешь, что в садике...», или так: «Умница, теперь я вижу, какая ты у меня большая, мама работает, и ты на работу идешь». Эти слова придадут ребенку уверенность в своих силах. А сильный человек (даже если он еще совсем маленький) способен справиться со всеми трудностями.

            Если буйствует дома. Если дома, вернувшись и из садика, ребенок ведет себя слишком буйно (разбрасывает вещи, разбивает игрушки, дерзит) — не торопитесь ругать и призывать к порядку. Таким образом многие дети выплескивают отрицательные эмоции, переживания, которые накопились за день. Постарайтесь ему не мешать. Тут прямая закономерность: чем меньше нареканий и замечаний — тем быстрее придет в себя.

           Если странно притих. Если малыш слишком тих после сада, помогите прийти в себя и выразить свои чувства. Дети часто сами не понимают, что их мучит. Спросите: «Тебе было страшно?», или: «Ты грустил, потому что не знал, когда я приду?», или: «Ты испугался? Я тебя понимаю...» Скорее всего, от таких расспросов детка сначала заплачет, но это слезы облегчения. Детям важно знать, что их понимают и не осуждают. 

ПРИЕМЫ СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

 «Дитятко – это тесто: как замесил, так и выросло»

При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс, многие из них находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. В этот период дети становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными, потому что не удовлетворяется важная потребность в безопасности и защищенности.

Поэтому воспитателю и родителям необходимо помочь новичкам преодолеть стресс и успешно адаптироваться к детскому саду. Мы с вами можем снять это напряжение, успокоить малыша, используя различные приемы, игры релаксации и создавая условия для успешной адаптации.

Для детей источник напряжения - это присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому очень хорошо, если в детском саду ребенок может уединиться, побыть за ширмой, в уголке уединения.

Благодаря уголку уединения у ребенка появляется возможность расслабиться, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным.

Для снятия эмоциональной усталости во время адаптации ребенку нужно давать как можно больше тактильной стимуляции. Это могут быть игры с водой, песком, тестом и прочим сипучим материалом.

Вода

Вода также обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации и расслаблению.

Любые игры с водой, простые манипуляции, вызывают у детей положительные эмоции. Дети быстрее успокаиваются, расслабляются, забывают о разлуке с близкими людьми, идут на контакт с воспитателем.

Дома при купании малыша вся усталость, раздражение, напряжение – уйдёт, «стечёт» с малыша. Игры в воде должны быть нешумными, спокойными.

Игры с песком (крупой) имеют мощный ресурс. Они захватывают малыша, отвлекают от слез.

Общение детей с песком необходимо и полезно. Во время игры с песком, через нервные окончания пальцев рук в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. Рука, входящая в соприкосновение с песком, получает знания и опыт – основу мышления.

Игры с песком улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений и являются  средством  коммуникации. А еще это -  просто, естественно, доступно и приятно!

Оборудуя в группе центр «Вода и песок»  - это будет прекрасный посредник для установления контакта с ребенком.

Вместо песка можно использовать сыпучие материалы: например, крупу: манную, гречневую, перловую, горох, которые тоже стабилизируют эмоциональное состояние;

Музыка

Музыка вызывает у малышей яркий эмоциональный отклик: улыбку, радостные возгласы, игровые действия, пляску, пение. Также доставляет детям удовольствие пение взрослого, звучание музыкальных инструментов. Музыка углубляет впечатления, получаемые ребенком.  

Прогулка

О пользе пешей прогулки после детского сада  нужно обязательно информировать родителей.

Вдоволь побегать и подышать свежим воздухом оказывает терапевтическое воздействие на организм детей. Прогулка поднимает мышечный и психический тонус. Будет лучше, если прогулка будет проходить без посторонних лиц, а только родители и ребенок.

Изотерапия  Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и как способ выражения различного рода эмоций.

Живопись с помощью пальцев, ладошки благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Работа с красками вызывает положительные эмоции и снимает отрицательные.  Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения.

Лепка (глина или соленое тесто) Лепка является внутренним скрытым самоисцеляющим ресурсом ребёнка. В процессе лепки каждый ребёнок испытывает целую гамму разнообразных чувств. Лепка, способна помочь ребёнку выразить те чувства, которые накопились в его душе. При помощи лепки малыш имеет возможность «отработать» боль и злость, страх и тревогу, которые присутствуют в его жизни.

Аромотерапия -  Создать атмосферу покоя и расслабления помогают и лёгкие, едва уловимые запахи.  Но, нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка, чтобы не вызвать у его аллергические реакции.

            Ребенок в течение дня скучает по своим родителям, поэтому, придя, домой не бросайтесь к выполнению домашних дел. Пусть ребенок посидит у вас на коленях,  пусть расслабится от ваших ласковых прикосновений, ребенку необходимо получить свою порцию любви. Побудьте с ним вдвоем, почитайте или поиграйте вместе – это ваше совместное время.

Во время адаптации детей также можно использовать релаксационные игры в результате релаксации у детей нормализуется эмоциональное состояние, они быстрее успокаиваются.

1. Игра  «Хоботок»  помогает достичь состояния релаксации путем чередования сильно­го напряжения и быстрого расслабления основных мышц лица.

2. Игра «Часики» снимает психоэмоциональное напряжение путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой (Монотонные движения руками,  сжимание мышц кистей рук также затормаживают отрицательные эмоции).

3. Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук, коммуникативную функцию речи – релаксация достигается путем сжимания и разжимания кистями рук обычной бельевой прищепки.

            Дети раннего возраста любят вешать белье, на веревку используя прищепки, поэтому можно сделать сушилку для белья для игры «Дом».

4. Игры - «усыплялки», колыбельные важны во время адаптации, они успокаивают, лечат, слова некоторых колыбельных напоминают заговоры целительниц, «изгоняющие» болезни и горести. Пение колыбельных песен, слушание музыки создают для ребенка чувство психологического комфорта и расслабления. А если  сопровождать колыбельную поглаживаниями ручек, ножек, спинки, волос, лба и бровей - все эти действия вырабатывают у детей условный рефлекс на засыпание.

 Есть еще один способ тактильной стимуляции – это расслабляющий массаж.

С помощью массажа можно расслабить и успокоить ребенка. Игровые массажные поглаживания, похлопывания по спине могут сопровождаться стихами и историями.

        Массаж должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений, вызывать только положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться.

 Например, расслабляющий массаж в стихах «Жучок» может стать ритуалом подготовки ребенка ко сну.

          Жучок

Этот маленький жучок по земле гуляет,

(Перебираем пальцами по ступням)

Листик сладенький найдёт и его кусает.

(Щипаем ступни)

Чтоб ещё листочек съесть,

Хочет он повыше влезть.

(Перебираем пальчиками по ногам - со ступней до коленей)

Этот маленький жучок по траве гуляет...

(Перебираем пальцами по коленям)

 Этот маленький жучок по кустам гуляет...

(Перебираем пальцами по животу).

Этот маленький жучок выше залезает,

(Перебираем пальцами по груди)

Вот он ямочку нашёл,

("Жучок заползает" в ямочку на плече у шеи)

Лёг и отдыхает.

(Раскрытая ладошка лежит на груди)

Он не будет вас кусать,

Хочет он чуть-чуть поспать.

(Нежные поглаживающие движения)

         Радость и эмоциональный подъем у детей раннего возраста – вот главный успех в успешной, безболезненной адаптации. Применение всех этих лечебных игр способствует гармоническому, физическому и умственному развитию, повышению эмоционального тонуса детей.