ПРОФОРИЕНТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

ОПРОСНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ ЙОВАЙШИ

Методика Л.А. Йовайши предназначена для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности.

Инструкция для испытуемого: "При выборе профессии очень важно учитывать свои склонности. Склонность - это влечение к какому-нибудь занятию. можно говорить о склонности к определенной деятельности, если привлекает не только результат, но и сам процесс. Для того, чтобы определить свои склонности к различным видам деятельности, надо выбрать один из трех вариантов - "а", "б" - и отметить его в бланке.

Лист для ответов

 

 

 

 

 

 

10а

 

 

10б

 

11а

11б

12а

12б

13а

13б

 

 

14а

 

14б

15а

 

 

15б

16а

 

 

16б

17а

 

17б

18а

18б

19а

 

 

19б

20а

20б

 

21а

 

 

21б

22а

22б

23а

 

23б

 

24а

 

24б

25а

 

 

25б

 

 

26а

 

26б

27а

27б

28а

 

28б

 

 

29а

 

29б

 

30а

 

30б

    Обработка результатов и интерпретация

В заполненном листе ответов в каждом столбце подсчитывается количество баллов. Результаты записываются под каждым столбцом, который соответствует определенной сфере профессиональных интересов:

1-й столбец - сфера искусства 

2-й столбец - сфера технических интересов 

3-й столбец - сфера работы с людьми 

4-й столбец - сфера умственного труда 

5-й столбец - сфера физического труда 

6-й столбец - сфера материальных интересов 

Анализируя полученные данные, необходимо выделить столбцы, содержащие наибольшее количество баллов, и эти сферы деятельности можно считать предпочитаемыми испытуемым. Столбцы, содержащие наименьшее количество баллов, отражают сферы деятельности, отвергаемые испытуемым.

 

ОПРОСНИК

1.  Представьте, что Вы на выставке, что больше привлекает в экспонатах? 

а) цвет, совершенство форм; б) их внутреннее устройство (как и из чего они сделаны).

2.  Какие черты характера в человеке Вам больше всего нравятся? 
а) дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти; б) мужество, смелость, выносливость.

3.  Служба быта оказывает людям разные услуги. Считаете ли Вы необходимым? 
а) и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей; 
б) создавать такую технику, которой можно было бы самим пользоваться в быту.

4.  Какое награждение Вас больше бы обрадовало? 
а) за общественную деятельность; б) за научное изобретение.

5.  Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает Ваше внимание? 
а) сложность ходьбы, грациозность участников парада; б) внешнее оформление колонн (знамена, одежда и пр.).

6.  Представьте, что у Вас много свободного времени. Чем бы Вы охотнее занялись? 
а) чем-либо практическим (ручным трудом); б) общественной работой (на добровольных началах).

7.  Какую выставку Вы бы с большим удовольствием посмотрели? 

а) новинок научной аппаратуры (в области физики, химии, биологии); 

б) новых продовольственных товаров.

8.  Если бы в школе было два кружка, какой бы Вы выбрали?

а) музыкальный; б) технический.

9.  Если бы Вам предоставили пост директора школы, на что бы Вы обратили большее внимание?

а) на сплоченность коллектива; б) на создание необходимых удобств.

10.  Какие журналы Вы бы с большим удовольствием читали?

а) литературно-художественные; б) научно-популярные.

11.  Что важнее для человека? 

а) создавать себе благополучный, удобный быт; 

б) жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать искусство.

12.  Для благополучия общества необходимо?

а) техника; б) правосудие.

13.  Какую из двух книг Вы бы с большим удовольствием читали?

а) о развитии науки в нашей стране; б) о достижениях спортсменов нашей страны.

14.  В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у Вас большую заинтересованность? 

а) о машине нового типа; б) о новой научной теории.

15.  Какая из двух работ на свежем воздухе Вас больше бы привлекала? 

а) работа, связанная с постоянными передвижениями (агроном, лесничий, дорожный мастер); 

б) работа с машинами.

16.  Какая, на Ваш взгляд, задача школы важнее? 

а) подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим создавать материальные блага; 

б) подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага.

17.  Что, на Ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности? 
а) то, что они несут людям искусство и красоту; б) то, что они выполняют общественно полезную работу.

18.  Какая, на Ваш взгляд, область деятельности человека в дальнейшем будет иметь доминирующее значение?

а) физика; б) физическая культура.

19.  Что обществу принесет больше пользы?

а) забота о благосостоянии граждан; б) изучение поведения людей.

20.  Какого характера научную работы Вы бы выбрали?

а) работу с книгами в библиотеке; б) работу на свежем воздухе в экспедиции.

21.  Представьте, что Вы - профессор университета. Чему Вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время?

а) занятиям по литературе; б) опытам по физике, химии.

22.  Вам представляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого Вы охотнее поехали бы?

а) как известный спортсмен на международные соревнования; 

б) как известный специалист по внешней торговле с целью покупки необходимых товаров для нашей страны.

23.  Какие лекции слушали бы Вы с большим удовольствием?

а) о выдающихся художниках; б) о выдающихся ученых.

24.  Что Вас больше привлекает при чтении книг?

а) яркое изображение смелости и храбрости героев; б) прекрасный литературный стиль.

25.  Вам представляется возможность выбора профессии. Какой из них Вы бы отдали предпочтение?

а) работе малоподвижной, но связанной с созданием новой техники; 

б) физической культуре или другой работе, связанной с движением.

26.  Какими выдающимися учеными Вы больше интересуетесь?

а) Поповым и Циолковским; б) Менделеевым и Павловым.

27.  Как Вам кажется, на что следовало бы в школе обратить большее внимание?

а) на спорт, так как это нужно для укрепления здоровья; 

б) на успеваемость учащихся, так как это необходимо для будущего.

28.  Что бы Вас больше заинтересовало в печати?

а) сообщение о состоявшейся художественной выставке; 

б) известие о прошедшем митинге в защиту прав человека.

29.  Если бы Вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы Вы выбрали?

а) главного инженера завода; б) директора универмага.

30.  Как Вы считаете, что важнее?

 

а) много знать; б) создавать материальные блага.

ФОРМУЛА ТЕМПЕРАМЕНТА

                                              (автор - А. Белов)
Инструкция для испытуемого: Отметьте знаком «+» те качества в «паспорте» темперамента, которые для Вас обычны, повседневны.

Итак, если ВЫ:

1.       неусидчивы, суетливы,

2.       невыдержанны, вспыльчивы,

3.       нетерпеливы,

4.       резки и прямолинейны в отношениях с людьми,

5.       решительны и инициативны,

6.       настойчивы в достижении поставленной цели,

7.       упрямы,

8.       находчивы в споре,

9.       склонны к риску,

10.  способны быстро действовать и принимать решения,

11.  неуравновешенны и склонны к горячности,

12.  агрессивны,

13.  нетерпимы к недостаткам,

14.  незлопамятны и необидчивы,

15.  неустанно стремитесь к новому,

16.  работаете рывками,

17.  обладаете резкими порывистыми движениями,

18.  обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью,

19.  обладаете выразительной мимикой и жестикуляцией,

20.  склонны к резким сменам настроения –

то ВЫ - ХОЛЕРИК.

 

Если ВЫ:

1.       веселы и жизнерадостны,

2.       энергичны и деловиты,

3.       часто не доводите начатое дело до конца,

4.       склонны переоценивать себя,

5.       способны быстро схватывать новое,

6.       неустойчивы в интересах и склонностях,

7.       легко переживаете неудачи и неприятности,

8.       легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам,

9.       с увлечением беретесь за любое новое дело,

10.  быстро остываете, если дело перестает Вас интересовать,

11.  быстро включаетесь в новую работу и переключаетесь с одной работы на другую,

12.  тяготитесь однообразием будничной, кропотливой работы,

13.  общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для Вас людьми,

14.  сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке,

15.  обладаете всегда бодрым настроением,

16.  часто не собранны, проявляете поспешность в решениях,

17.  склонны часто отвлекаться,

18.  быстро засыпаете и пробуждаетесь,

19.  выносливы и работоспособны,

20.  обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой – ВЫ обладаете психологическими чертами САНГВИНИКА.

 

Если ВЫ:

1.       спокойны и хладнокровны,

2.       последовательны и обстоятельны в делах,

3.       осторожны и рассудительны,

4.       умеете ждать,

5.       молчаливы и не любите попусту болтать,

6.       сдержаны и терпеливы,

7.       доводите начатое дело до конца,

8.       не растрачиваете попусту сил,

9.       строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе,

10.  легко сдерживаете порывы,

11.  маловосприимчивы к одобрению и порицанию,

12.  незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес,

13.  постоянны в своих отношениях и интересах,

14.  медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое,

15.  ровны в отношениях со всеми людьми,

16.  любите аккуратность и порядок во всем,

17.  с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке,

18.  обладаете выдержкой,

19.  серьезно и тщательно подходите к принятию решений,

20.  обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, мимики и жестикуляции – ВЫ, без сомнения, ФЛЕГМАТИК.

Если ВЫ:

1.       стеснительны и застенчивы,

2.       теряетесь в новой обстановке,

3.       затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми,

4.       часто не верите в свои силы,

5.       легко переносите одиночество,

6.       чувствуете подавленность и растерянность при неудачах,

7.       склонны «уходить» в себя,

8.       быстро утомляетесь,

9.       невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника,

10.  впечатлительны до слезливости,

11.  чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию,

12.  предъявляете высокие требования к себе и окружающим людям,

13.  склонны к подозрительности и мнительности,

14.  болезненно чувствительны и легко ранимы,

15.  чрезмерно обидчивы,

16.  скрытны и необщительны, почти ни с кем не делитесь своими мыслями,

17.  малоактивны и робки,

18.  безропотно покорны,

19.  стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих людей,

20.  обладаете тихой речью, иногда снижающейся до шепота –  ВЫ - МЕЛАНХОЛИК.

Обработка результатов. Если количество положительных ответов в «паспорте» темперамента того или иного типа составит
 16 – 20, это значит, что у Вас ярко выражены психологические черты данного темперамента. Если же таких ответов насчитывается 11 – 15, значит, качества данного типа темперамента присущи Вам в значительной степени. Если положительных ответов 6 – 10, то качества данного типа темперамента присущи Вам 
в небольшой степени. 

 

 

 ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ТИПА ЛИЧНОСТИ

 

Назначение и содержание. Психогеометрия как сис­тема сложилась в США, ее автор Стюзен Деллингер - специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров Предлагаемый вам тест - это попытка построения отечественной психогеометрии в адаптации А. А. Алексеевой и Л. А. Громовой. Психогеометрия - уникальная практическая система анализа личности, которая позволяет:

 

1)  мгновенно определить форму или тип (хотя здесь есть различия) личности интересующего вас человека и, естественно, вашу собственную форму;

 

2)  дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке;

 

3)  составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.

 

Точность диагностики с помощью психогеометричес­кого метода достигает 85 %!

 

Инструкция: «Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту, в отношении которой вы можете сказать: «Это-Я»! Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, вы­берите из фигур ту, которая первой привлекла вас. Запишите ее название под №1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами».

 

Стимульный материал: нарисованные квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, зигзаг.

Обработка и интерпретация результатов. Какую бы фигуру вы не поместили на первое место, это ваша основная фигура или субъективная форма. Она дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры-это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.

 

Краткая психологическая характеристика основных форм личности

 

Квадрат

 

Если вашей основной формой оказался Квадрат, то вы - неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносли­вость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует неутолимая потребность в информации. Квадраты - коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эру­дитами, по крайней мере, в своей области.

 

Мыслительный анализ - сильная сторона Квадрата. Если вы твердо выбрали для себя Квадрат - фигуру линей­ную, то, вероятнее всего, вы относитесь к «левополушарным» мыслителям, т.е. к тем, кто перерабатывает данные, говоря языком информатики, в последовательном формате: а-б-в-г и т.д. Квадраты скорее «вычисляют» результат, чем догадываются о нем. Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям.

 

Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Идеал Квадрата - распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий. Он постоянно «упорядочивает», организует людей и вещи вокруг себя.

 

Все эти качества способствуют тому, что Квадраты мо­гут стать (и становятся!) отличными администраторами, исполнителями, но... увы, редко бывают хорошими распоря­дителями, менеджерами. Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в дополнительной, уточняющей информации для принятия решения лишают Квадрата оперативности. Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности. И когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, с возможной потерей статус-кво, Квадраты вольно или невольно затягивают его принятие.

 

Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадрат неэффективно действует в аморфной ситуации.

 

Треугольник

 

Эта форма символизирует лидерство, и многие Тре­угольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Треуголь­ники - энергичные, неудержимые, сильные личности, ко­торые ставят ясные цели и, как правило, достигают их!

 

Они, как и их родственники - Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются «левополушарными» мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуацию. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредотачиваются на главном, на сути проблемы. Их силь­ная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного (и часто эффективного) в данных условиях решения проблемы.

 

Треугольник - это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле - это установка на победу, выигрыш, успех! Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решений. Треугольники очень не любят оказываться неправыми и с большим трудом признают свои ошибки. Можно ска­зать, что они видят то, что хотят видеть, поэтому не лю­бят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений и в большинстве случаев поступят по-своему. Однако они весьма успешно учатся тому, что соответствует их прагматической ориентации, способс­твует достижению главных целей, и впитывают, как губка, полезную информацию.

 

Треугольники - честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то треугольник стремится достичь вы­сокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря - сделать карьеру. Прежде чем взяться за дело или принять решение, Треугольник сознательно или бессознательно ставит перед собой вопрос: «А что я буду с этого иметь?». Из Треугольников получаются великолепные менеджеры на самом «высоком» уровне управления. Они прекрасно умеют представить вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчи­ненных, за версту чувствуют выгодное дело и в борьбе за него могут «столкнуть лбами» своих противников. Главное отрицательное качество «треугольной» формы: сильный эгоцентризм, направленность на себя. Треугольники на пути к вершинам власти не проявляют особой щепетиль­ности в отношении моральных норм и могут идти к своей цели по головам других. Это характерно для «зарвавшихся» Треугольников, которых никто вовремя не остановил. Тре­угольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя, без них жизнь потеряла бы свою остроту.

 

Прямоугольник

 

Символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это - люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Причины прямоугольного состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно - значимость изменений для опреде­ленного человека. Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени.

 

Наиболее характерные черты Прямоугольников - не­последовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Прямоугольники могут сильно меняться изо дня вдень и даже в пределах одного дня! Они имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стиля жизни. Если внимательно присмотреться к поведению Прямо­угольника, то можно заметить, что он примеряет в течение всего периода одежду других форм: «треугольную», «круглую» и т.д. Молниеносные, крутые и непредсказуемые изменения в поведении. Прямоугольники обычно смущают и настораживают других людей, и они могут сознательно уклоняться от контактов с «человеком без стержня». Прямоугольникам общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна слож­ность переходного периода.Тем не менее, как и у всех людей, у Прямоугольников обнаруживаются позитивные качества, привлекающие к ним окружающих. Это, прежде всего, - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и... смелость! Прямоугольники пытаются делать то, что никогда раньше не делали; задают вопросы, на что прежде у них не хватало духу. В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость, наивность. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать. «Прямоугольность» - всего лишь стадия. Она пройдет!

 

Круг

 

Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уве­ренно выбирает его, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди, их благополучие. Круг - самый доброжела­тельный из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т.е. стабилизирует группу.

 

Круги - самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели, они обладают высокой чувствительностью, развитой эм­патией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Естественно, что люди тянутся к Кру­гам. Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги «бо­леют» за свой коллектив и высокопопулярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса.

 

Во-первых, Круги, в силу их направленности скорее на людей, чем надело, слишком уж стараются угодить каждому. Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать «твердую» позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает оживает и начинает выполнять свое основное назначе­ние - генерировать новые идеи и методы работы. Зигзаги никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаги устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью. Мир идей для них также реален, как мир вещей для остальных. Немалую часть жизни они проводят в этом идеальном мире, отсюда и берут начало такие их черты, как непрактичность, нереалистичность и наивность.

Зигзаг - самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги - неутоми­мые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они несдер­жанны, очень экспрессивны («режут правду в глаза»), что наряду с их эксцентричностью часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же, они не сильны в проработке конкретных деталей (без чего материализация идеи невоз­можна) и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).